Чин Торжества Православия в Успенском соборе

  25 февраля, в Неделю1-ю Великого поста, праздник Торжества Православия митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф совершил Божественную литургию в Успенском кафедральном соборе города Иваново. Затем Владыка возглавил чин Торжества Православия.
  Владыке сослужили клирики Успенского кафедрального собора и Успенского мужского монастыря г.Иваново.
 В России чин Православия введен в XIV в. и состоял из греческого синодика этого чина с прибавлением сначала имен “новых еретиков”, как например, Кассиана, архимандрита Юрьева монастыря, и др., затем прибавились новые имена: Стеньки Разина, Гришки Отрепьева, протопопа Аввакума, многих расколоучителей и др.; всех анафематствований было 20, а имен до 4 тысяч. В конце XVIII в. чин Православия был исправлен и дополнен митрополитом Новгородским и С.-Петербургским Гавриилом; из него исключены были как множество имен, которым возглашалась вечная память, так и имена многих гражданских преступников и расколоучителей. В таком виде чин Православия был напечатан в 1767 г. Чин Православия совершался в кафедральных соборах после прочтения часов или перед окончанием Литургии на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, возлежащими на аналое. Чин был существенно сокращен в 1801 г., в нем перечислялись только ереси, без упоминания имен еритиков. Чин оставался без переработки до 1869 г., когда из него были убраны имена государственных преступников.
  Чин содержал в себе чтение Символа веры, произнесение анафемы и провозглашение Вечной памяти всем защитникам Православия.
  В феврале 1901 г. Св. Синод предал анафеме Льва Толстого, как проповедующего: “ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской.”
В новейшей истории Русской Православной Церкви были анафематствованы: Лев Толстой как проповедующий “ниспровержение всех догматов Православной Церкви и самой сущности веры христианской” (Святейшим Синодом в феврале 1901); “творящие беззакония и гонители веры и Церкви Православной” (1918); несколько священников “публично похуливших Имя Божие” (1959, 1960); те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 году; те, кто разделяет учения сект, “новых религиозных движений”, язычества, астрологии и т. п. (1994); монах Филарет (Денисенко) (1994); Глеб Павлович Якунин (Архиерейским Собором 1997). В 1971 году анафема была снята со старообрядцев.
  В последнее десятилетие были осуждены те, кто пролил невинную кровь ближних своих в 1993 г. Слова отлучения были произнесены тем, кто разделяет учения сект, “новых религиозных движений”, язычества, астрологии и т.п. (1994 г.). Был отлучен от Церкви монах Филарет (Денисенко), который дерзнул наименовать себя “патриархом Киевским и всея Руси-Украины” (1994 г.). 
  Предание анафеме не является проклятием, не является актом бесповоротно закрывающим путь к возвращению в Церковь и ко спасению. При покаянии и достаточных основаниях анафема может быть снята. Может быть она снята и после смерти.