Роспись собора


Роспись потолка при
входе в Успенский собор
 В 1918 году была создана «красная пролетарская Иваново-Вознесенская губерния». Она возникла из частей Владимирской, Костромской и Ярославской губерний. Однако и сами эти губернии возникли всего лишь чуть более двух веков назад, в конце XVIII столетия.
   Перед этим, на протяжении многих веков, весь наш регион входил в состав огромной Ростово-Суздальской земли. Об этом и напоминают росписи наверху у входа в Успенский кафедральный собор.
   Здесь в кругах изображены 17 святителей и князей, имеющих прямое отношение к территории нынешней Ивановской области.
   Среди них 8 князей: святой равноапостольный великий князь Владимир, святые князья Борис и Глеб, святые благоверные князья Андрей Боголюбский, Глеб и Георгий Владимирские, Александр Невский, Дмитрий Донской. Все они являлись правителями для наших земель.
Св.князь Андрей Боголюбский.
Роспись Успенского собора
   Благоверный князь Андрей Боголюбский (убит заговорщиками в 1174 г.). С его именем связан расцвет Владимиро-Суздальской земли, куда в те времена входила и современная территория Ивановской области.
   Около 1131 года из Константинополя в дар великому киевскому князю Мстиславу были присланы две иконы Матери Божией.

Одна из них была поставлена в Вышгороде близ Киева в Девичьем монастыре. В 1155 году благоверный князь Андрей Боголюбский решил переселиться в Ростовскую землю и взял эту икону с собой. В десяти верстах от города Владимира, как свидетельствует церковное предание, кони, везшие икону, вдруг сами остановились. Ночью князю Андрею явилась здесь сама Матерь Божия. На месте чудесного явления был основан Боголюбский монастырь Рождества Пресвятой Богородицы, существующий до настоящего времени.
   Икона, привезенная из Вышгорода святым князем Андреем, была поставлена им в Успенском соборе г.Владимира. Поэтому она стала именоваться Владимирской. В этом храме чудотворный образ находился почти два с половиной века.
   В 1395 году к границам Руси подступил грозный завоеватель Тамерлан. Великий князь Василий I, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского, стал собирать войска, для того, чтобы противостать нашествию. Однако он хорошо понимал, что силы его дружин несравнимы с мощью войска Тамерлана.
   Но случилось чудо. Василий I послал во Владимир за чудотворной Владимирской иконой. Десять дней продолжался крестный ход с этим образом из Владимира в Москву.Москва торжественно встретила прибывшую икону. Встреча на церковно-славянском языке звучит как «Сретение».
   Икона была поставлена в Успенском соборе Московского Кремля. А на месте ее Сретения впоследствии был создан монастырь, существующий и доныне. Он получил название Сретенского.
   Церковное предание гласит, что в тот момент, когда Москва встречала чудотворный образ, Тамерлан отдыхал в своем шатре в стане у границ Московского государства. Во сне он увидел высокую гору, с которой спускалось бесчисленное множество весьма грозных воинов. Ими предводительствовала «лучезарная Жена». В страхе Тамерлан проснулся. Он повелел своим мудрецам истолковать сон. Те сказали, что Жена, которую он видел, это «Мать Бога русов», а воины – это ангелы. «Если у Бога христиан такая Мать, то каков же Сам Бог», — воскликнул, как гласит предание, Тамерлан и повелел уходить от границ Русской Земли. Так, благодаря заступничеству Матери Божией, наше Отечество было спасено от страшного нашествия.
Сретение Владимирской иконы.
Роспись Успенского собора
   Справа у входа в Успенский кафедральный собор города Иваново на стене имеется роспись с изображением Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Эта роспись помещена здесь совсем не случайно.
   После чуда над Тамерланом почитание Владимирской иконы Матери Божией стало широко распространяться по всей России. В городе Плёсе тот же самый великий князь Василий I построил в 1410 году крепость.
   По всей видимости, тогда же им был основан в Плёсе Преображенский мужской монастырь. Тому есть, как минимум, два свидетельства. Первое из них – само наименование монастыря в честь Преображения Господня, особо почитаемого исихастами. Исихазм – особое молитвенно-богословское направление, учащее обретению внутри себя того света, который был явлен при Преображении Господнем на горе Фавор. Сподвижник великого князя Василия I святитель Киприан, митрополит Московский и его преемник святитель Фотий, способствовали распространению исихазма на Руси.
   Второе свидетельство связано с праздником Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Ведь именно ему был посвящен один из первоначальных храмов, возникших в Преображенском монастыре. Можно предположить, что Василий I основал в этом новом монастыре храм в честь самого главного события своего правления – спасения Матерью Божией Московского государства от разорения. Впоследствии придел в честь Сретения Владимирской иконы был устроен во вновь построенном на этом месте каменном Преображенском храме.   Также  изображены 9 святителей, которые были епархиальными архиереями для территорий, входящих в современную Ивановскую область. Это Ростовские святители Феодор, Леонтий, Исаия, Кирилл, Игнатий, Иаков, и суздальские святители Симон, Иоанн и Дионисий.
   Центром огромной Ростово-Суздальской земли первоначально был город Ростов. Он впервые упоминается в летописи под 862 годом. Как свидетельствует летописная традиция, спустя 128 лет, в 990 году, вскоре после принятия христианства, святой равноапостольный князь Владимир, основал город Владимир. Он изначально был создан именно как христианский град.
   Проповедь христианства в Ростовской земле начал святитель Феодор, по происхождению грек. Он прибыл в Киев в 988 году в свите первого нашего митрополита Михаила и участвовал в крещении киевлян.
Святитель Феодор Ростовский.
Роспись Успенского собора
      Через несколько лет Феодор был рукоположен во епископа Ростовского. В Ростове он построил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. Эта первая церковь всей Ростово-Суздальской земли была сложена из дуба и простояла 168 лет.
   В Ильинском районе Ивановской области есть село Лазарцево-Фомино. По преданию, именно здесь святитель Феодор крестил ростовского князя Силобоя, нареченного им в крещении Лазарем. Новокрещенный князь построил в этом селе храм. По имени князя Лазаря село и стало называться Лазарцево.
   По всей видимости, построенный там ростовским князем храм был первым на территории Ивановской области и вторым во всей Ростово-Суздальской земле. До наших дней он не сохранился. Однако на этом месте стоит каменная церковь в честь Собора Пресвятой Богородицы, возведенная много веков спустя, в 1783 году. В советские годы она была поругана и ждет своего восстановления.
   Несмотря на крещение князя, сами жители Ростова оставались язычниками и враждебно относились к святителю Феодору. Поэтому он покинул Ростов и переселился на место, где через несколько лет возникнет город Суздаль. Здесь проповедь веры Христовой была более успешна.
   В настоящее время мощи святителя Феодора находятся в Казанском храме города Суздаля.
   Дело святителя Феодора продолжил святой князь Борис – сын святого равноапостольного великого князя Владимира.

Святой князь Борис.
Роспись Успенского собора
 Святой Борис был ростовским князем в 1010-1015 годах. Как свидетельствует предание, он с усердием проповедовал христианство в своей «отчине» и вместе с духовенством обошел все главные населенные пункты.
   В те времена реки были главными путями сообщения.
   В границах современных Ярославской, Ивановской и Владимирской областей протекает река Нерль. По ней и проходило первоначально распространение христианства в нашем крае.
   Неподалеку от Суздаля на Нерли стоит село Кидекша. В «Степенной книге», памятнике русской исторической литературы XVI века, говорится, что «на реце на Нерли в Кидекши близь города Сужьдали» встретились святые князья Борис и Глеб перед тем, как были убиты своим братом Святополком Окаянным.
   В 1152 году князь Юрий Долгорукий построил в Кидекше храм в честь святых Бориса и Глеба. При этом храме был основан мужской монастырь.
   В здании Иваново-Вознесенского Епархиального управления, расположенном вблизи Успенского кафедрального собора города Иваново, есть домовый храм в честь святых благоверных князей-страстотерпцев Бориса и Глеба.
Святитель Леонтий Ростовский.
Роспись Успенского собора
   Леонтий, святитель Ростовский, вероятно, родился в Русской земле. Закончив великокняжескую школу в Киеве, он отправился продолжать образование в Константинополь, где принял монашеский постриг. Затем Леонтий вернулся в Киев и стал монахом в Киево-Печерском монастыре. Вообще, нужно сказать, что история нашего региона в ранний период тесно связана с этой иноческой обителью.
   Первым из печерских иноков святой Леонтий был призван к епископскому служению и не позднее 1051 года был рукоположен в епископа Ростовского. Святитель Леонтий активно пытался продолжить распространение веры Христовой на нашей земле, но встретил, однако, сопротивление со стороны местных язычников. Одно из преданий говорит, что он даже был убит ими. Скончался святитель Леонтий в 1077 году.
Святитель Исаия Ростовский.
 Роспись Успенского собора
   Святитель Исаия, епископ Ростовский родился в Киевской земле и принял монашеский постриг в том же Киево-Печерском монастыре при преподобном Феодосии Печерском.
   С 1062 года Исаия был игуменом монастыря в честь великомученика Димитрия Солунского в Киеве. В 1077 году Исаию рукополагают во епископа на Ростовскую кафедру. Именно при нем значительное большинство жителей Ростова стали христианами.
   В Ильинском районе есть село Исаевское. Предание тесно связывает его название с именем святителя Исаии.
   «Хлебниковский летописец» сообщает, что на этом месте охотился князь Ревендарь. Он упал с лошади и сильно разбился. Однако святитель Исаия, оказавшийся здесь же, освятил воду из родника, бившего неподалеку, и этой водой исцелил Ревендаря.
   В благодарность князь Ревендарь построил храм, вокруг которого возникло село. Впоследствии, в конце XVIII столетия здесь строится каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Она была закрыта в 1939 году и затем разрушена.
"Обычное Чудо"
 Роспись Успенского собора
 На стене у выхода в Успенском кафедральном соборе города Иваново размещается еще одна роспись.
   В ее центре изображен мужчина в красных одеждах. Над ним – икона Божией Матери «Одигитрия» («Указующая путь» или «Путеводительница»). Икона имеет специальную рукоятку, чтобы ее удобнее было носить в крестных ходах. Однако мужчина икону никак не поддерживает, это особо подчеркивается его раскинутыми руками. Вокруг предстоят два архиерея, царь с царицей, миряне.
   Перед нами конкретное историческое событие, именуемое «обычным чудом» или «вторничным действом». Происходило оно в Константинополе (ныне Стамбул) – столице Восточно-Римской империи, обычно называемой историками Византийской.
   В V веке, полторы тысячи лет назад, императрица Евдокия, сестра императора Феодосия II совершила паломничество в Иерусалим. Оттуда она привезла икону Матери Божией «Одигитрия», написанную по преданию апостолом и евангелистом Лукой.
   Пульхерия, сестра Феодосия II построила для этой иконы специальный храм, получивший название Одигон. Впоследствии он стал центром главного женского монастыря Константинополя.
   Спустя триста лет в Византии императоры стали преследовать святые иконы. Некая женщина под влиянием господствующей пропаганды решила надругаться над образом Одигитрии. Церковное предание гласит, что она пришла в монастырь Одигон и попыталась выцарапать Матери Божией на иконе глаза. И тут случилось нечто страшное и дивное. Царица Небесная с иконы протянула к лицу женщины свою руку, и сама богохульница лишилась зрения. В страхе и раскаянии много дней и ночей провела она в храме, пока, наконец, Пресвятая Богородица не вернула ей возможность видеть окружающий мир. Женщина приняла монашество, а монастырь Одигон стал местом, где слепым оказывали особую поддержку и заботу.
   На площади рядом с Одигоном располагался один из крупнейших константинопольских рынков. Каждый вторник, на протяжении столетий здесь происходило необычное действо.
   Рано утром двадцать человек входили в храм, чтобы перенести на площадь икону Одигитрии. Все они принадлежавшими к одному роду – были, согласно преданию, потомками родственников апостола и евангелиста Луки, написавшего первую икону Богоматери.
   В знак отличия эти люди носили красные одежды. Они же ухаживали за святым источником, расположенным рядом с храмом. На этом источнике получали исцеление многие слепые.
   Огромная и очень тяжелая икона была покрыта богатым окладом с множеством драгоценных камней. Ее с огромным трудом выносили из Одигона. Затем люди в красных одеждах один за другим подходили к чудотворному образу. Каждый из них пытался ее поднять без помощи других.
   Наконец, одному из них это удавалось, что воспринималось как благословение Царицы Небесной. Он начинал с невероятной скоростью кругами ходить по рыночной площади, с легкостью держа на плечах тяжелейшую икону, которую раньше не могли поднять несколько человек. Более того, служитель, носящий икону, раздвигал руки. Могло показаться, что образ Матери Божией совсем не имеет веса, и не человек носит икону, а она сама, летая, носит его по площади.
   Когда икона опускалась на землю, ее ставил себе на плечи следующий член братства, за ним – другие. Кружась с чудотворным образом, каждый из них обходил рыночную площадь пятьдесят раз. Суетливый базар как бы превращался в священное место. Так Матерь Божия освящала повседневные труды людей, в том числе и торговлю.
   Затем начиналось шествие с иконой Одигитрии через весь город. В нем участвовали император, патриарх, архиереи, большое число священнослужителей и мирян. Позади чудотворного образа обычно шли женщины, «облаченные в шелковые одеяния и воспевающие песнопения».
   По свидетельству современников во время подобного крестного хода пелся Акафист Богоматери. Поэтому на росписи Успенского собора города Иваново есть строчки из этого акафиста: «О, Пресвятая Дево, Мати Господа, призри с высоты святыя Твоея на нас, с верою и любовию поклоняющихся пречистому Твоему образу».
   В древнерусских росписях храмов сюжет «обычного чуда» был достаточно популярен. По этим старинным каноническим образцам он и воспроизведен в Успенском кафедральном соборе г.Иваново.
   На росписи Успенского собора среди участников «вторничного действа» изображено конкретное историческое лицо. Это константинопольский патриарх Сергий II, современник святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси. Святитель Сергий отличался высокой образованностью, строгой, молитвенной жизнью. Этот патриарх не боялся власть имущих, например, смело выступал против налоговой политики императора Василия II.