В помощь прихожанам

            Храм, свеча, икона


   Храм – это дом Божий. …Когда Спасителя спросили, какая из Божиих заповедей самая главная, Он ответил: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя».
   И точно по этой двуединой заповеди строится двойное назначение храма. Прежде всего, мы приходим сюда для единения с Господом, ради участия в святом таинстве Евхаристии и подготовки к нему – ради молитвы, просвещения, таинства исповеди. Но кроме того, храм служит нам для единения друг с другом: здесь создается православный приход, сообщество людей, соединенных многими личными и социальными связями, связями дружбы и любви. «Где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреди них». Люди приходят в храм одновременно и ко Христу, и друг ко другу.
   Именно об этом мы и должны помнить, приходя в храм. Если человек приходит сюда с благоговением, безусловным уважением к святыням, то такого человека примут со всей душевной теплотой. Но не следует пренебрегать обычаями церковного благочестия.
   В чем состоят эти обычаи? – Основные обычаи понятны сами собою. Одежда, в которой человек приходит в храм, должна быть чистой, пристойной и опрятной. Короткие платья и юбки, майки, шорты, спортивные и пляжные костюмы здесь неуместны. По традиции, мужчины (кроме духовенства и монахов) в храме снимают головной убор, женщины покрывают голову. В храм нельзя приходить в состоянии опьянения. Приходя в храм, следует обеззвучить или выключить сотовый телефон. Все разговоры во время службы необходимо ограничить до предела. Если Вам необходимы совет или помощь, обратитесь к консультанту возле входа.
   В храме постоянно горят свечи и лампады. Зажечь свечу – для этого подчас заходят сюда люди, оторванные от Церкви, и с этого шага начинается для них дорога к Православию. Каков же смысл в горящей свече?
▪ Наша вера – свет. «Аз есмь свет миру» – говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу.
▪ Это свидетельство о яркости души того, перед чьей иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.
▪ Это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света.
▪ Это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш малый знак любви и благодарности.
▪ Это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас: зло любит тьму и боится света.
▪ Это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа, подчиняясь Богу, должна гореть любовью к Нему.
▪ Это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати.
    Итак, свеча – это составная часть богослужения, а не хозяйственный товар: приносить их с собою свечи не нужно. Приобретают свечи в лавке в нижнем этаже собора.

    Имеет ли значение для молитвы размер свечи? Каждый жертвует в пользу Церкви те или иные средства по своему усердию и финансовым возможностям. Только этим и объясняются различия в размере свечей.
   Свечи в храме горят перед Крестом и иконами. Иконы повсюду: на стенах, на аналоях, в иконостасе. Посетители храма нередко интересуются: «Какой иконе надо молиться в том или ином случае, для той или иной цели?...»
   Православные христиане не молятся иконам. Мы знаем лишь одного Бога во Святой Троице, а иконам, как и другим священным предметам, мы воздаем почитание, которое им подобает по тому, что на них изображено, что они означают и откуда происходят. Почитая образ Божий, мы поклоняемся Самому Первообразу.
   Мы молимся пречистой Деве Марии – Матери Божией, молимся святым Небесным Силам, молимся тем, кого Церковь прославила в лике святых: мы просим их заступничества, помощи и участия в нашей жизни. Святые иконы – видимые исторические свидетельства этой помощи, они воздействуют на нашу память, на разум, на чувство прекрасного; они нужны нам в молитве, мы их почитаем и любим, но никогда им самим не молимся.
   Что же такое «чудотворная икона»? – Конечно, икона (доска и краски) не может быть «чудотворной»: чудеса творит Бог, и только Он. Однако у людей вошло в обычай именовать так иконы, в связи с которыми происходили те или иные многочисленные чудеса. Особенно много было таких чудесных явлений и событий, нередко очень важных, в истории нашего народа по молитвам перед иконами Пресвятой Богородицы
   Почему у нас предпочитают старинные иконы? – Они объединяют нас с поколениями наших предков, с теми, кто стоял перед ними в молитве за сотни лет до нас... Некоторые из таких старинных, как говорят «намоленных», икон есть в нашем Кафедральном соборе.
   Зачем христиане поклоняются Кресту – орудию казни? – Память смерти, страдания и жертвенного подвига всегда почитается нормальными людьми всех времен и народов. Но Крест Спасителя – это смерть, страдание и жертвенный подвиг Бога ради людей.
    Принять силу Креста – значит принять эту Жертву и ответить Богу любовью на любовь, стать способными к подвигу самоотдачи ради Него, ради ближних и дальних. Изображения Креста, которые окружают нас повсюду, которые мы носим у себя на груди, которым мы осеняем себя в молитве, служат нам постоянным напоминанием и содействием в этом подвиге.

            Церковная молитва 

           о живых и    умерших


   Нередко мы просим друзей и знакомых помолиться о нас, о наших близких: молимся мы друг о друге и без особых просьб, по своей собственной инициативе. Когда в начале II века в городе Смирне был арестован и отдан на смерть епископ свт. Поликарп, он попросил только об одном: разрешить ему помолиться. «Когда же он окончил молитву, вспомнив всех, когда-либо общавшихся с ним, малых и больших, славных и безвестных, и всю соборную Церковь по вселенной, и когда наступило время отправиться, тогда, посадив его на осла, повезли в город…»
   Молитва друг о друге, о живых или ушедших из этой жизни людях, не отличается в принципе от любой другой молитвы. У нас нет мысли «выпросить» что-то у Господа или «напомнить» Ему о ком-то; это наше движение к Нему, стремление донести нашу память и любовь до тех, кому они, наверное, сейчас очень нужны…
   Помогает ли молитва? – С тем же успехом можно было бы спросить, помогает ли телефон. Да, помогает, если нам есть кому звонить и есть о чем говорить. И нет, не помогает, если звонить некому, если средство связи превратилось в пустую и глупую игрушку.
   Как же устроена связь с Небом на богослужении?... 

   Божественная Литургия 


 Литургия – это Бескровное Жертвоприношение. Совершает его Бог, один раз и навсегда; а мы, люди, приобщаемся этому великому Таинству, принося хлеб и вино, которые Бог-Отец прелагает в Тело и Кровь Своего Сына. Но сегодня большинство из нас – не хлебопеки и не виноделы, поэтому наше материальное приношение – это средства, заработанные нами, на которые приобретается вино и выпекаются просфоры (это греческое слово как раз и означает «приношение»). А поскольку в Тело Христово прелагается часть хлеба, извлеченная только из одной просфоры (обычно большого размера), то все остальные просфоры-приноше­ния участвуют в Таинстве за счет извлечения из них маленьких частиц.
   И желая, чтобы наши приношения на Литургию (которую в просторечии иногда называют обедней) были не только от себя и за себя, но и о тех, и за тех, кого мы помним и любим, мы как раз и пишем их имена на записках, подаваемых в алтарь. Во время проскомидии
(подготовительной части Литургии) священник извлекает частицы из просфор с молитвой об этих людях и располагает их на блюде-Дискосе, а в конце Литургии погружает их в Чашу с молитвой обо всех тех, кто был помянут.
    Принимаются также записки с именами тех, о которых вы хотели бы помолиться во время ектении – прошения, возглашаемого вслух диаконом или священником. Можно при желании записать чьи-либо имена для многократного поминовения на литургии – в течение 40 дней (сорокоуст), трех, шести или двенадцати месяцев.

Молебен и панихида 


    Помимо Божественной Литургии, в храме регулярно совершаются особые частные богослужения, специально предназначенные для молитвы о живых (молебен) и об умерших (панихида). Для участия в них тоже подаются записки с именами людей, о которых вы молитесь. Панихида совершается всегда единообразно, а вот молебны бывают разные: благодарственный, или о путешествующих, или о болящих. Молебен может быть также с освящением святой воды – с водосвятием. Бывает молебен о начале трудного дела – например, перед началом учебного года и т.д. Кроме того, на молебнах совершается молитва Пресвятой Богородице и святым, прославленным Церковью. Эти особенности вам поможет разъяснить сотрудник храма.

   Как писать имена в записках? – Разборчиво и аккуратно указывайте полное христианское имя в родительном падеже, например: «Марии, Иоанна, Николая». Имена живых и умерших должны быть в разных записках.
   Указывайте, что это ребенок, что женщина беременна, что человек воевал или сейчас несет воинскую службу, или был убит, пропал без вести, болен и т.п. – всё это дает священнику сведения о тех, кого он не знает, но о ком возносит молитву. А нравственные оценки – "пьющий", "гулящая", "блаженная" и т.п. – недопустимы.
   Можно ли записывать неправославных? – Делать этого не следует. Общецерковная молитва совершается о тех людях, которые принадлежат Православной Церкви.
   Надо ли присутствовать на службе, на которую вы подали записку? – Очень желательно соединить вашу личную молитву с церковной: иначе вы рискуете тем, что прервется ваша связь с Небом, молитва станет бесполезной формальностью
   Помните: молитва не покупается и не продается! Деньги, которые вы вносите в кассу храма – это ваши пожертвования, приблизительные суммы которых указаны для вашего удобства. У Церкви нет иного источника средств, кроме ваших приношений, и каждый жертвует ей в меру своих возможностей и своего усердия.



                 Родители и дети


   Кому и как надо молиться, чтобы рождались дети?
   Молиться надо так, чтобы ваша молитва была живым голосом вашего сердца. А на вопрос «кому?» вы ответите, если вспомните святых, у кого были большие и счастливые семьи, кому Господь даровал детей после усиленных молитв: например, Царскую семью – страстотерпцев Императора Николая Александровича и Императрицу Александру Феодоровну.
   Но наши молитвы Господь исполняет через нас самих и через окружающих нас людей. Поэтому, вспомнив мудрую пословицу «не та мать, что родила, а та, что вскормила», обратитесь за усыновлением, и не одного, а двоих деток: сразу получается росток здоровой семьи.
   У нас в семье двое детей. Мы с мужем хотим дать им все необходимое, оба работаем. Есть ли грех, если мы принимаем меры, чтобы мне не забеременеть?
   Грех ваш главным образом состоит в том, что в качестве «всего необходимого» для детей вы видите какие-то предметы или суммы денег. Эта страшная угроза и детям, и вам самим. Покайтесь, исправляйтесь, исправляйте свой взгляд на жизнь, на брак, на свою семью, на то, что в ней необходимо, а что второстепенно; у вас появятся в жизни новые интересы, новые горизонты, новая радость в общении с детьми и друг с другом... – и, конечно же, еще родятся дети!
   Полезно ли родителям играть со своими детьми?
   Не «полезно», а строго необходимо. Играйте с детьми, начиная с младенчества, входите, внедряйтесь, врастайте в их игрушечный, узкий, но стремительно расширяющийся мир: ведущее место в этом мире должно принадлежать вам. А затем, по мере взросления детей, начинайте вводить их в свой мир, мир реальности и материальной, и духовной. Тогда они войдут в подростковый возраст в надежном единстве с родителями, с Церковью, с Христом. Игра, от младенчества до юности, – это школа общения, школа жизни, школа любви.
   И ваше собственное неравнодушное участие в детской игре, от кукольных домиков до «виртуального мира», поможет детям не заблудиться, не потерять нравственную ориентацию – сначала в игре, а потом и в жизни.
   Сыну четыре года, и он стал очень строптив. Реагирует только на окрик да на шлепки, и то не всегда...
   Не волнуйтесь: это возрастное. Ребенок изучает мир, ставит эксперименты на родной маме, на сестре, на ком попало. Крик и беспорядочные шлепки, увы, входят в его наблюдения над миром... Это надо исключить.
    Мама может быть строгой, жесткой, требовательной – но она не должна быть скандальной и крикливой. Ради ваших детей найдите себе другой образ поведения. Читайте хорошие книги по педагогике, советуйтесь с опытными воспитателями, почаще обращайтесь ко Христу, и Он подскажет, что делать в каждом конкретном случае.
   Верно ли, что христианское воспитание – это золотая середина между послушанием и свободой?
    Это верно лишь в малой мере, а в главном – неверно. Так же неверно, как сказать про искусство художника: «Золотая середина между чертежом и мазней».
    Верно, что как распущенность, так и тюремный надзор, причиняют огромный вред, по существу разрушают семью: этих пороков необходимо избегать. Но не в этом суть дела, не на этом стоит христианская семья.
   Христианская семья стоит на любви. А любовь – это самоотдача, самопожертвование. В данном случае – самоотдача родителей детям, жертва своими личными желаниями и предпочтениями в интересах детей. Не ради каприза или прихоти, но в интересах личности, ради возрастания юной, незрелой души в совершенный образ своего Творца и Спасителя.
   Вот о чем следует думать родителям, развивают ли они свободу своих детей, или ограничивают её.

    Моего младшего брата родители каждый раз чуть не пинками собирают в церковь… И я уже сомневаюсь: стоит ли силой тащить в храм своего ребенка?
   Очень разумные мысли, и очень неразумно, убийственно глупо поступают ваши родители с братом... Хорошо бы им помочь это осознать. Но это вовсе не значит, что вашего малыша не надо приобщать к церковной жизни! Надо, обязательно надо, но при посредстве сердца и рассудка, а не кнута и окрика.
   Малыш любит вас – это основной педагогический фактор. И если вы будете любить Христа и Его Святую Церковь, не только словами и поклонами, а всем сердцем и всей душой, и всем помышлением и всею силою – то и у него разовьется то же чувство, та же вера и та же любовь.
    Надо ли приучать детей к ежедневным молитвам по молитвослову? Они ничего там не понимают...
   Славянский молитвослов – непригодный инструмент для приучения детей к молитве. Вместо него используйте родительскую заботу и участие.
   Дайте детям, в зависимости от возраста и способностей, одну-две-три простых и ясных молитвы: пусть они читают вслух, а вы слушайте. Потом начинайте общую молитву для взрослых, не удерживая детей, но дайте им понять, что по мере взросления они смогут молиться со взрослыми, и как это будет радостно для всех вас. Тогда они естественно, без нажима будут присоединяться к вашей молитве, младшие вслед за старшими.
   Учительница моего сына вроде бы неплохая женщина, но увлекается каким-то вздором – гороскопами, «диагностикой кармы»... Надо уходить из школы?
   Паниковать ни к чему, но ситуацию необходимо держать под контролем. Будет лишний стимул, чтобы почаще говорить с сыном о школьных делах. И если окажется, что «неплохая женщина» пробует приобщать детей к подобным увлечениям, немедленно информируйте (в письменном виде) директора школы, а копию отправьте в Департамент образования.

              Суеверия и предрассудки


   Бог Один.  Никто вас не заставляет верить в Него, никто насильно не насаждает христианство… Но если Вы пришли в православный храм, это значит, что Вы по крайней мере на верном пути к Нему. Вместе с миллионами православных верующих нашей страны и всего мира Вы приближаетесь к источнику Жизни, к Тому, Кто пошел на Крест и воскрес ради Вашего спасения. Но на пути возникают неожиданные препятствия.
   …Люди идут по пустыне, мучимы жаждой. Вот впереди источник: воды достаточно для всех с избытком! Одни черпают воду, пьют, дают близким, обретают силу, радость и уверенность. А другие идут к источнику с дырявым ведром. Не могут набрать ничего, проклинают источник, воду и всех вокруг, страдают и гибнут…
   Дырка в ведре – это суеверия и предрассудки. Дьявол – отец лжи, мастер обмана, а мы, неопытные христиане, к сожалению, легко поддаемся на обман. Результат – суеверия вместо веры и предрассудки вместо знаний.
   Я люблю читать гороскопы, там много интересного. Почему Церковь отрицает гороскопы?
   Церковь против астрологии – и гороскопов, ее газетной рекламы – потому что астрология отрицает Христа.
   Астрологи будут вам лгать сколько угодно, что они «тоже православные», но суть дела от этого не меняется. Астрология извращает основной принцип христианства – а именно, свободу человека: якобы жизнь каждого из нас подчинена своей особой «судьбе», которая к тому же накрепко завязана на моменте нашего рождения…
    И это не просто бабушкины сказки: в своей основе астрология – это антихристианское языческое «поклонение звездам и планетам», с которыми посвященные астрологи связывают конкретных персонажей бесовского мира. Неудивительно, что некоторые из их предсказаний сбываются… Сыр в мышеловке – это настоящий сыр. Но стоит мышке его попробовать, срабатывает пружина.
   С древнейших времен христианская Церковь предупреждает: астрология и христианство несовместимы! Это подтвердил Архиерейский Собор нашей Церкви в 1994 году: «Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества... Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».
   Надо учесть, однако, что вплоть до начала современной науки не могло быть четкой границы между астрологией и астрономией. Это говорится в особенности о волхвах-звездочетах, которые пришли с востока поклониться новорожденному Спасителю.
   Я учусь гадать на картах и по руке, не вижу в этом решительно ничего плохого...
   Плохо в этом всё, кроме одного: что Вы честно рассказали о своем пристрастии и готовы принять объяснение.
   К гаданиям, какими бы методами они не выполнялись, относится почти всё, что сказано выше об астрологии. Гадатели и гадалки компостируют вам мозги православными иконами и прочей символикой, замыливая при этом как свое общение с бесами, так и несовместимость колдовского понятия «судьбы» с христианской верой.
   Конечно, бывает у нас игра в гадание (вспомните Татьяну в Пятой главе «Евгения Онегина»), но по нынешним условиям такую игру уже никак не назвать невинной. Она открывает дверь антихристианскому образу мысли, особенно у детей и молодежи.
   Поинтересуйтесь, что говорит о гаданиях Шестой Вселенский Собор (VII в.): «Предающиеся волшебникам или другим подобным, дабы узнать от них нечто, подлежат отлучению от Св. Причастия на шесть лет... Той же мере надлежит подвергать и тех, кто соединяя обман с безумием, произносит гадания о счастье, о судьбе... Упорствующих же и не отвращающихся от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви».
   – Мне недавно очень помогла одна целительница. Но сейчас в моей жизни все идет под откос. все покрывается мраком. Чувствую, словно происходит какая-то расплата…
    Пожалуйста, прочитайте нижеприведенное «объявление». Его можно было бы назвать шуточным, если бы в таком деле уместны были бы шутки!

Биоэнергетики, добрые колдуны и экстрасенсы приглашают: 

"Дорогие сограждане!

   Если у вас есть какие-либо проблемы со здоровьем и есть деньги, приходите к нам! Мы можем многое: вылечить насморк, но повредить печень, разгладить рубцы на руке и перенести их внутрь вашего тела, снять порчу и тут же навести другую, вылечить тело, но погубить душу. 
   Наши ряды растут, и во многом благодаря вам, наши дорогие наивные соотечественники, а за ваш счет живем мы небедно. К сожалению, нам приходится часто менять места проведения сеансов, так как у людей вскоре после мнимого выздоровления появляются очень серьезные нарушения здоровья; некоторые даже умирают. Спасаясь от гнева одураченных, мы перебираемся в другие места, так что следите за рекламой! 
   Особенно легко работать с детьми. Если же дети после наших сеансов станут исчадием зла и горем для родителей, то это уже ваши проблемы. Чтобы вы больше нам доверяли, мы и перекреститься можем (хоть это для нас тошно), и икону принести на сеанс, и посоветовать в церковь сходить, нам ничего не стоит сослаться на мнимое благословение Церкви. 
   Поймите нас: мы не можем не «лечить»: мы сами рабы духов злобы, ничего с собой поделать не можем. Получив от нас заряд бесовской энергии, вы поделитесь ею со своими близкими, со своими детьми и, может быть, вновь придете на наши «оздоровительные» сеансы. 

Вы нам нужны, мы вас ждем!"