Великий пост в 2018 году начинается 19 февраля. Перед этим важным периодом в жизни православного христианина Церковью установлены три подготовительные недели.
Первая подготовительная седмица называется «Неделя о мытаре и фарисее». В 2018 году она продолжается с 29 января до 3 февраля. В эту неделю нет поста в среду и пятницу, поэтому она называется «сплошной седмицей». Во время Литургии в это воскресенье читается из Евангелия “О мытаре и фарисее” (Луки 18:10-14).
Притча о мытаре и фарисее задает тон на весь пост и показывает, что только слезная молитва и смирение, как у мытаря, а не перечисление своих добродетелей, как у фарисея, могут снискать нам милосердие Божие, только тогда мы сможем увидеть свои ошибки и измениться к лучшему. Она нас учит, что мы должны подойти к посту с покаянием и без гордыни.
Всю неделю можно готовить мясные блюда и настраиваться на длительный период ограничения мясной пищи. На этой неделе стараются совершать разные запланированные дела и поездки, для того, что бы на время Поста освободить время для молитвы и душеполезного чтения.
Вторая подготовительная седмица перед Великим постом называется «Неделя о блудном сыне». В 2018 году она начинается 4 февраля и заканчивается 10 февраля, в родительскую субботу.
В воскресенье перед этой неделей на Литургии читается Евангелие “О блудном сыне”(Луки 15:11-32).
Рассказывается как Иисус Христос рассказал о том как блудный (блуждающий) сын вернулся в свой отчий дом. Так и мы иногда уходим от Господа Бога, нашего Отца, а этим чтением Святая Церковь зовет нас вернуться к Нему и поучает нас надеяться на милосердие Божие, если мы искренно покаемся в своих грехах.
По питанию эта неделя относится к рядовым, то есть в среду и пятницу пост соблюдается, в остальные дни можно есть все. На этой неделе стараются завершить все трудоемкие дела и намеченные встречи.
Третья подготовительная седмица перед Великим постом называется «Неделя о Страшном суде». В 2018 году она проходит с 11 по 17 февраля..
вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминовение усопших и особенно молится о тех умерших, которые не получили церковного отпевания или вообще церковной молитвы.
В субботу мясопустную, которая называется также
В субботу мясопустную, которая называется также
Напоминая о последнем Суде Христовом, Церковь вместе с тем указывает и истинный смысл самой надежды на милосердие Божие. Бог милосерд, но Он и праведный Судия. В богослужебных песнопениях Господь Иисус Христос называется правосудным, а Суд его – праведным и неподкупным испытанием (неумытное истязание, неумытный суд). И закоренелые, и беспечно полагающиеся на милосердие Божие грешники должны поэтому помнить о духовной ответственности за свое нравственное состояние, а Церковь всем своим богослужением этой Недели стремится привести их к осознанию своей греховности.
11 февраля происходит заговенье на мясо – это последний день, когда православные, держащие пост, едят мясную пищу. Вся последующая неделя носит название «мясопустной», «сырной» или «масленичной». Мясо уже не вкушают, пищу готовят с использованием молока, яиц и сливочного масла.
В песнопениях Сырной седмицы воспоминается грехопадение Адама и Евы, произошедшее от невоздержания, и содержится восхваление поста с его спасительными плодами. Этим чтением Церковь напоминает нам, что мы должны делать добрые дела и зовет грешников к покаянию напоминая что за все грехи нам придется отвечать.
Последний день перед Великим постом называется Прощеное воскресение. Обычай просить прощения перед Великим постом установлен Церковью для того, что бы войти в строгий период года с сердцем, очищенным от обид и настроенным на подготовку к встрече Воскресшего Спасителя.