Иконы собора

   Икона Матери Божией «Скоропослушница» 


Афонская икона Божией Матери
Скоропослушница (Успенский собор)
 Икона Матери Божией «Скоропослушница», написана в 1908 году. Она является списком (копией) с чудотворной иконы, находящейся в афонском монастыре Дохиар и являющейся одним из символов Святой Горы Афон.
   Чудо с этой иконой произошло в 1664 году. Она была изображена на стене перед входом в монастырскую трапезную. Каждый день в темноте монах Нил, трудившийся в трапезной, проходил мимо этой иконы с зажженной лучиной в руках. Однажды он услышал голос: «Впредь не приходи сюда с лучиной и не копти Моего образа». Нил не обратил внимания на эти слова, решив, что кто-то из братии подшучивает над ним, и на другой день вновь пришел в трапезную с горящей лучиной. И тогда он опять услышал голос: «Монах, недостойный этого имени, долго ли тебе бесстыдно коптить мой образ?». После этого Нил ослеп. Он понял, что голос принадлежал Царице Небесной, которая всеми афонскими монахами почитается в качестве Игумении Святой Горы.
  Утром братия нашла ослепшего Нила распростертым на полу и молящимся перед иконой, которую он раньше коптил. Его молитва продолжалась до тех пор, пока от иконы не раздался вновь голос: «Нил, твоя молитва услышана. Прощаю тебя и вновь даю зрение твоим очам. Возвести братии обители, что Я — их покров и защита монастыря. Пусть они и все православные прибегают ко Мне в нуждах, и никого Я не оставлю».
   После этих слов Нил прозрел, и весть об его исцелении моментально разошлась по Афону. В Дохиарском монастыре у иконы устроили специальную часовню.
   Особо почиталась «Скоропослушница» царственными страстотерпцами. Святая царица Александра Феодоровна, родная сестра Елисаветы Феодоровны, писала Государю 29 октября 1916 года: «Мы отправились к Скоропослушнице и поставили свечки — ты носи тот образок, который я тебе когда-то привезла оттуда». А 15 декабря 1917 года, находясь вместе с супругом и детьми под арестом в Тобольске, Государыня писала Анне Вырубовой: «Помолись за нас, за нашу дорогую, любимую Родину, когда будешь у Скоропослушницы. Люблю Ее чудный Лик!»

Икона целителя Пантелеимона


Афонская икона Великомученика
Пантелеимона (Успенский собор)

  Вторая афонская святыня Успенского кафедрального собора – это икона святого великомученика и целителя Пантелеимона, написанная в Русском Пантелеимоновом монастыре в 1901 году.
   Святой великомученик Пантелеимон пострадал за веру Христову в самом начале IV века. Он родился в Малой Азии, в Никомидии. Его мать была христианкой, а отец язычником. Отец отдал его на обучение в школу к известному в тех краях врачу Евфросину, практиковавшему при дворе императора. Вскоре юноша сравнялся во врачебном искусстве со своим учителем. Он был крещен пресвитером Ермолаем. Пантелеимон стал совершать именем Христовым чудеса и исцеления. При этом не только не брал денег, но и потратил всё доставшееся ему наследство на помощь бедным и больным. Именно поэтому в молитвах он часто именуется бессребреником. По доносу других врачей города, завидовавших его дару, святой Пантелеимон был обвинен императором, подвергся страшным мучениям, но не отрекся от веры. Он был казнен через отсечение главы.
   Глава великомученика и целителя Пантелеимона является главной святыней Русского Пантелеимонова монастыря на Святой Горе Афон. В России почитание этого святого известно уже с XI века. Святому великомученику Пантелеимону особо молятся о болящих.
   В день памяти великомученика Пантелеимона русский флот одержал две морских победы над шведами — в 1714 году при Гангаузе и в 1720 году при Гренгаме. Поэтому в России этой святой почитается не только как всемилостивый целитель, но и как покровитель воинов.

Икона Иоанна Предтечи


Афонская икона Иоанна 
Предтечи (Успенский собор)
  Икона Иоанна Предтечи специально написана в афонской Предтеченской келье по заказу и на средства прихожан Успенского кафедрального собора города Иваново для строящегося вблизи него храма в честь Иоанна Предтечи одноименного скита. Этот храм возводится по образцу Воскресенской церкви горы Левитана в Плёсе, известной под именем «Над вечным покоем».
   В дореволюционный период в Успенском храме особо почиталась икона Иоанна Предтечи, являвшаяся одной из главных святынь Иваново-Вознесенска. Этот образ пропал в советский период.
   Вплоть до освящения Предтеченского храма вновь написанная икона на Афоне икона Иоанна Предтечи будет постоянно находиться в Успенском соборе.
   В Свято-Пантелеимоновом монастыре хранятся мощи и чудотворная икона Крестителя Господня Иоанна. Чудотворный образ - родовая икона Каллимахов, которые покровительствовали Пантелеимонову монастырю со второй половины XIX века. Некоторое время икона находилась в Константинополе в церкви святой Параскевы. В1860 году храм сгорел дотла, но икона уцелела, после чего Каллимахи передали икону Пантелеимонову монастырю.
   Как известно из Священного Предания, после усекновения главы святого Иоанна Предтечи Иродиада закопала ее вблизи своего дворца. Ученики Иоанна Крестителя тайно забрали и захоронили тело святого. Жена приставника царя знала перезахоронила главу Иоанна Крестителя на Елеонской горе.

Икона Божией Матери "Феодоровская"


Феодоровская икона  
в иконостасе Успенского собора
   В иконостасе Успенского кафедрального собора города Иваново, слева от Царских врат находится Феодоровская икона Божией Матери. Помещена она здесь совсем не случайно.
   Феодоровская икона – главная святыня села Иваново и Иваново-Вознесенска. Более того, она является символом самого возникновения нашего города.
   В центре села Иваново, на территории современной площади Революции издревле существовал храм в честь Воздвижения Креста Господня.
   За алтарем Крестовоздвиженского храма, над воротами, на их внутренней стороне размещалась очень почитаемая ивановцами Феодоровская икона Божией Матери.
   В 1820-е годы на месте ворот специально для этой иконы была построена часовня. В 1877 году на средства предпринимателя А.А.Напалкова она перестраивается. Для помещавшейся в часовне чтимой Феодоровской иконы Божией Матери был устроен жемчужный оклад.
   В 1893 году улица, выходившая к Феодоровской часовне, получила название Федоровская. Сейчас,
   Иваново располагалось в середине пути между Городцом и Костромой. И там, и там Феодоровская икона была главной святыней.
   Подлинная Феодоровская икона является двухсторонней. На ее обороте изображен образ святой великомученицы Параскевы Пятницы.
   Наши предки почитали Параскеву Пятницу как покровительницу женского начала. Яков Петрович Гарелин в своей книге «Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад» пишет, что ивановцы считали великомученицу Параскеву «бабьей святой», помогающей девушкам выйти замуж, а замужним женщинам – на протяжении всей их многотрудной жизни.
   Почитание великомученицы Параскевы оказывается тесно связанным с Феодоровской иконой Матери Божией.
   В 1852 году ивановский фабрикант Иван Александрович Бабурин, первый голова Вознесенского посада, в память своей умершей дочери Анны заложил новый обширный каменный храм в честь Рождества Христова. В нем были устроены приделы в честь Феодоровской иконы Пресвятой Богородицы и святых и праведных Иоакима и Анны.
   В 1864 году этот новый величественный храм освятил святитель Феофан, будущий Затворник, известный русский духовный писатель, который в то время был епископом Владимирской епархии.
   Но ивановцы не забыли о великомученице Параскеве Пятнице. В 1912 году к храму Рождества Христова была сделана обширная пристройка. В ней, по инициативе старосты храма, купца С.И.Соколова были устроены два придела – в честь великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы.
   Константин Дмитриевич Бурков скончался в 1860 году и был похоронен на Успенском кладбище, там, где сейчас располагается Успенский кафедральный собор.
   Феодоровская икона и великомученица Параскева не только связывают между собой Кострому и Городец, но и они оказываются духовным основанием села Иваново.

Икона святых благоверных князей Петра и Февронии Муромских


Икона свв. блгв. кн. Петра
и Февронии (Успенский собор)
   В Успенском кафедральном соборе города Иваново находится икона Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии, Муромских чудотворцев, с частицей их мощей.       Икона святых Петра и Февронии — это образ в иночестве Давида и Ефросинии, которые являлись православными покровителями семьи. Их считают образцом совершенного христианского брака. Данный образ – это символ верности друг другу, преданной любви и что ради настоящей любви люди способны на жертву. История эта конца двенадцатого начало тринадцатого века. Именно за такие качества, как доброта преданность и мудрость, князь полюбил Февронию.    Петр и Феврония жили в XIII веке; он – князь, она – крестьянская девушка. Они стали мужем и женою вопреки предрассудкам своего окружения: от князя требовали, чтобы он расторг неравный брак… Они перенесли всё, вплоть до изгнания (что было равносильно смертному приговору), вернулись на княжеский престол, с честью правили городом и умерли в один день. – Их останки лежат в одной могиле в родном Муроме.    Князь Петр и княгиня Феворония приняты у нас в народе как покровители супружества. Их память празднуют дважды в году. Осенний праздник в их честь – в ближайшее воскресение перед 19 сентября – установлен специально для тех, кто решил в этот день совершить свое бракосочетание, чтобы следовать их примеру любви и верности, самоотверженности и нерушимости семьи. В особых богослужениях мы просим их содействия в укреплении супружества, в противодействии всем силам зла.

Икона святителя Митрофана Воронежского


Икона святителя Митрофана
Воронежского (Успенский собор)
   В 2008 году палехскими мастерами была написана икона святителя Митрофана Воронежского с клеймами его жития. Икона была освящена на мощах святителя Митрофана в городе Воронеж. Здесь же по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия в Воронеже в нее была вложена часть мощей святителя Митрофана. Затем икона была торжественно встречена в Преображенском соборе города Иваново, а затем была перенесена в Успенский кафедральный собор города Иваново.
   Имя святителя Митрофана Воронежского самым тесным образом связано с Иваново-Вознесенской землей. Он родился в 1623 году в селе Антилохово (современный Савинский район Ивановской области). На протяжении многих лет будущий святитель служил приходским священником в храме села Сидоровское (современный Ивановский район). После смерти супруги он принял монашеский постриг в Золотниковской Успенской пустыни (ныне Тейковский район – Шуйская епархия, в настоящий момент здесь возобновлена монашеская жизнь, построен храм, обустроен братский корпус, ведется восстановление каменного Успенского собора).
    В 1682 году святой Митрофан был хиротонисан во епископа с назначением на вновь утвержденную Воронежскую кафедру. Здесь он много потрудился для устроения духовной жизни.
   Во время строительства в Воронеже русского флота императором Петром I святитель Митрофан оказывал всяческое содействие царю-преобразователю. Святитель пожертвовал значительные средства на постройку двух кораблей и трех галер. Именно он сформулировал понятную и объединяющую всех православных идею: крепость Азов, для взятия которой и строился флот, находится в тех местах, где когда-то прошел с евангельской проповедью святой апостол Андрей Первозванный. Начиная с Азовского похода и до наших дней Андреевский флаг стал символом мужества и патриотизма русского флота.
   Когда корабли были построены, святитель Митрофан Воронежский благословил и напутствовал русские войска, отправившиеся в Азовский поход. Вернулись войска с долгожданной победой.
   В своем духовном завещании святитель Митрофан наставляет людей, предлагая им к руководству общее жизненное правило, которое заключается в трудолюбии, умеренности и любви к добру. "Для всякого человека, – пишет он, – таково правило мудрых мужей: употреби труд, храни мерность – богат будеши; воздержно пий, мало яждь – здрав будеши; твори благо, бегай злаго – спасен будеши..."
    Скончался святитель Митрофан 23 ноября 1703 года в глубокой старости. Он был погребен в кафедральном соборе города Воронеж. Гроб с телом великого святителя нес до усыпальницы сам император Петр. Прощаясь он сказал: "Не осталось у меня такого святого старца. Ему же буди вечная память".
   В 1832 году мощи святителя Митрофана были обретены нетленными, а сам он прославлен в лике святых. В настоящее время мощи святителя пребывают в городе Воронеж.

Икона святой блаженной Матроны Московской



Икона блаженной Матроны
Московской (Успенский собор)
   По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла 5 марта 2017 года на Иваново-Вознесенскую землю с родины святой блаженной Матроны Московской - Тульской епархии прибыл ковчег с частицей мощей блаженной Матроны Московской. 
   С 5-го по 26 марта 2017 года перед святыней священнослужителями Ивановской митрополии ежедневно совершались молебны с акафистом святой блаженной Матроне Московской. За время пребывания ковчега с мощами блаженной Матроны на Ивановской земле, тысячи людей молились перед ними и иконой; отмечены случаи помощи в болезнях, бесплодии и других тяжелых обстоятельствах.
   С 7-го по 28 февраля 2016 года также в Успенском кафедральном соборе прибывал ковчег с частицей мощей Блаженной Матроны Московской.
   Святая блаженная старица Матрона – одна из наиболее известных и почитаемых русских святых XX века. Близость к народу, простота, нестяжательность, прозорливость, любовь, готовность помочь всем приходящим и нуждающимся – все это сделало святую старицу близкой и любимой для каждого. Еще до канонизации святой Матроны к ней на могилу приходили тысячи людей со своими просьбами и печалями. Даже после своей святой кончины старица помогала всем, кто с чистым сердцем и верой прибегал к её ходатайству.
   Родилась блаженная Матрона (Матрона Дмитриевна Никонова) в Тульской губернии. От рождения она была слепой, лишенной глаз. С детства открылся у нее дар предсказания и исцеления больных. Много людей приходило к Матроне со своими болезнями и скорбями. Имея предстательство пред Богом, она помогала многим.
   В юности, на семнадцатом году жизни, к слепоте добавился полный паралич ног. Матрона лишилась возможности ходить и до конца дней своих, в течение пятидесяти лет, оставалась в неподвижности, полагаясь на помощь тех, кто терпеливо и с любовью ухаживал за нею. Она никогда не роптала из-за своего недуга, а смиренно несла этот тяжкий крест.
   В 1925 году Матрона переехала в Москву, в которой прожила до конца своих дней. Живя в столице, она совершила то духовно-молитвенное служение, которое многих отвратило от гибели и привело ко спасению. Ей приходилось жить у родных и знакомых, по чужим квартирам и подвалам, у людей, относившихся к ней враждебно.
   Много раз Матрону хотели арестовать. Некоторые места она покидала спешно, предвидя беду, всегда накануне прихода милиции. Тем она спасала от репрессий не только себя, но и приютивших ее хозяев.
   2 мая 1952 года Матрона Никонова отошла ко Господу. В этот день (19 апреля старого стиля) Церковь совершает её память. К лику святых блаженная Матрона была причислена в 1999 году.

Икона преподобного Леонтия Михайловского



Икона преподобного Леонтия
Михайловского (Успенский собор)
  В Успенском кафедральном соборе города Иваново находится икона преподобного Леонтия Михайловского с частью его святых мощей. 
   Преподобный Леонтий родился 20 марта 1884 года в польском городе Тарногруде, к югу от Люблина, и был единственным ребенком в крестьянской семье. В 15 лет он стал работать секретарем в тарногрудском суде, а после смерти отца получил от матери благословение идти учиться в Холмскую семинарию.
   Окончив курс в 1910 году, он принял монашество в Свято-Онуфриевском монастыре в Яблечне. Через три года его рукоположили в пресвитера и дали послушание монастырского казначея. Во время Первой мировой войны (в августе 1915 г.) монастырь был эвакуирован из-за наступления немецкой армии. Тогда преподобный Леонтий переселился в Москву, в Богоявленский монастырь рядом с Кремлем, и стал изучать богословие в Духовной академии Троице-Сергиевой лавры. Когда академия была закрыта большевиками в 1919 году, Леонтий не оставил своих занятий. Три года спустя он получил назначение настоятеля в древний Спасо-Евфимиевский монастырь в Суздале и подвизался там до его закрытия. Затем он стал настоятелем двух суздальских храмов и прилагал все старания, чтобы спасти веру.
   В 1924 году он был назначен архимандритом, а в 1930-м отправлен в концентрационный лагерь, где пробыл три года. Освобожденный в 1933 году, святой Леонтий вновь принялся за исполнение пастырских обязанностей на приходе в Бородине. В 1935 году его снова арестовали и в феврале 1936 года приговорили к трем годам тюрьмы. После освобождения он вернулся в Суздаль, но продолжал пастырское служение уже тайно, не появляясь открыто в храмах. И лишь в 1947 году он стал служить в приходской церкви Воронцова в Поволжье.
   В мае 1950 года он был арестован в третий раз. Предвидя арест, Леонтий за три дня до него раздал все свое имущество и иконы многочисленным духовным чадам. Хотя ему было тогда 66 лет, его приговорили к десяти годам заключения, а некоторых из его духовных чад к восьми годам. В 1955 году, после смерти Сталина, он был досрочно освобожден и стал служить приходским священником в храме села Михайловское. Там он вел строгую аскетическую жизнь, ежедневно совершал весь суточный круг богослужений и Божественную литургию.
   Духовное сияние святого Леонтия привлекало к нему множество людей, что вызвало не только преследования со стороны властей, но и ревность некоторых священников. Они добились своей цели: преподобного Леонтия отстранили от служения в 1962 году. Хотя это постановление было отменено через месяц, святого Леонтия назначили в отдаленный и труднодоступный храм в Желшовке, несмотря на его 78-летний возраст. Это, однако, не мешало духовным чадам приезжать к нему для исповеди и утешений.
   В 1964 году по просьбе верующих преподобный Леонтий смог вернуться в Михайловское, где и продолжил спасительное служение вплоть до блаженной кончины, наступившей 27 января (9 февраля) 1972 года. Он предсказал день своей смерти и появление на его могиле источника целебных вод. Вот, что говорил одной из своих духовных чад еще при жизни преподобный: "Вот, Катенька, я умру – источник пойдет. Кто будет с верой принимать ту воду, будет исцеляться». С тех пор многие чудеса не прекращают совершаться по молитвам святого Леонтия.

Икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша"


Икона Божией Матери
"Неупиваемая Чаша"
 (Успенский собор)
   В Успенском кафедральном соборе города Иваново постоянно пребывает икона Божией Матери "Неупиваемая Чаша" специально написанная для этого собора. Перед ней каждую субботу после Божественной Литургии совершается молебен о страждущих недугом винопития, наркомании, игромании и табакокурением.
   История явления этой иконы связана с жизнью одного отставного солдата Тульской губернии, который беспробудно пил и не мог бросить, несмотря на постигшую его нищету и болезни. От пьянства у него даже отнялись ноги, но он продолжал пить. Однажды этот опустившийся человек увидел сон, в котором ему явился старец, повелевший отслужить молебен перед иконой Божией Матери в Серпухове – во Владычнем монастыре.
   Не сразу пошел в монастырь этот человек: и денег нет, и ноги не ходят. Но сон повторился еще 2 раза, тогда уже пополз старик в монастырь. В монастыре никто не знал иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша» и не мог подсказать, перед какой иконой служить молебен. Тогда кто–то предположил, что это речь идет об иконе с изображением Чаши, которая висит в проходе из соборного храма в ризницу. На обратной стороне иконы действительно увидели надпись: “Неупиваемая Чаша”!
   Новообретенный образ был перенесен в храм и перед ним совершен молебен. Из Серпухова бывший пьяница возвращался совершенно здоровым. Он получил не только исцеление больных ног, самое главное — он перестал испытывать непреодолимую тягу к губительной чаше вина.
   Скоро эта благая весть вышла за стены обители, и к новоявленному образу стали приезжать толпы людей из города Серпухова, а потом и со всей Руси.
   Перед этой иконой Божьей Матери Неупиваемая Чаша православные христиане молятся об исцелении от алкоголизма и наркомании – в церкви засвидетельствовано множество чудесных исцелений по молитвам перед этой иконой.

Икона "Собор Иваново-Вознесенских святых"


Икона  Собор 
Иваново-Вознесенских
святых  (Успенский собор)
   20 июня отмечается церковный праздник Собора Иваново-Вознесенских святых. Обычно на этот праздник в нашу землю приносится почитаемая святыня. В 2017 году в пределах Иваново-Вознесенской епархии пребывал ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской.
   Собор Иваново-Вознесенских святых - празднование Русской Православной Церкви в честь святых Иваново-Вознесенской земли.
    Празднуется 20 июня по новому стилю (7 июня по юлианскому календарю)
    Празднование Собора Иваново-Вознесенских святых установлено 7 декабря 2000 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Праздник приурочен ко дню образования Ивановской области 20 июня 1918 года.
   Собор объединяет святых, чьи подвиги прошли на территории частей Владимирской, Костромской и Ярославской губерний, вошедших в 1918 году в состав вновь образованной Иваново-Вознесенской губернии, а также новомучеников и исповедников, пострадавших за Христа на этой территории в советские годы.
   Состав собора Иваново-Вознесенских святых утвержден резолюцией Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла от 07.05.2015 года и включает в себя 31 святого.

Среди них 28 новомучеников и исповедников:

1. Августин (Беляев), архиеп. Калужский, сщмч.: +1937;
2. Авксентий Калашников, мч.: +1922;
3. Александр Крылов, сщмч.: +1937;
4. Алексий Ворошин, мч.: +1937;
5. Анастасия, мц.; +1922;
6. Анна Серова, мц.: +после 1937;
7. Владимир Введенский, сщмч.: +1931;
8. Евфимий Тихонравов, сщмч.:+1938;
9. Елисавета Румянцева, исп.: +после 1937;
10. Иоанн Блинов, исп.: +1932;
11. Иоанн Прудентов, сщмч.: +1937;
12. Иоанн Рождественский, сщмч.: +1922;
13. Иоанн Румянцев, сщмч.: +после 1937;
14. Иоанн Успенский, сщмч.: + 1938;
15. Константин Разумов, сщисп.: + после 1937;
16. Константин Твердислов, сщмч.: +1937;
17. Леонтий (Стасевич), присп.: +1972;
18. Максим Румянцев, мч.: +1928;
19. Маргарита (Закачурина), прмц.: +1937;
20. Николай Малков, мч.: +1922;
21. Павел Светозаров, сщмч.: +1922;
22. Петр Лебедев, сщмч.: +1937;
23. Петр Языков, мч.: +1922;
24. Севастиана (Агеева-Зуева), прмц.: +1938;
25. Сергий Мефодиев, мч.: +1922;
26. Стефан Преображенский, сщмч.: +1938.
27. Тамара (Проворкина), прмц.: +1937;
28. Феодор Лебедев, сщмч.; +1937;
В состав собора входят также трое святых, прославившихся своими подвигами до XX столетия:

29. Симон Юрьевецкий, Христа ради юрод.: +XVI;
30. Тихон Луховский, Костромской, прп., чудотв.: +1503;
31. Митрофан Воронежский, еп.: +1703.

Икона Феофана Затворника


Икона святителя Феофана
 Затворника  (Успенский собор)
   22 января 2016 года в Успенском кафедральном соборе города Иваново состоялась торжественная встреча иконы святителя Феофана Затворника с частицей мощей. Данная икона постоянно пребывает в Успенском кафедральном соборе. 
   Святитель Феофан, Затворник Вышенский (в миру Георгий), родился 10 января 1815 года в селе Чернавское Орловской губернии в семье священника Василия Тимофеевича Говорова. Мать его Татьяна Ивановна была дочерью священника. В 1837 году Георгий окончил Орловскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1841 году он принял монашество с именем Феофан и окончил академию. Затем будущий святитель преподавал в Санкт-Петербургской духовной академии (СПДА). В 1847 году иеромонаха Феофана направили в Иерусалим в составе Русской Духовной Миссии. Начальником Миссии был архимандрит (затем епископ) Порфирий (Успенский). Отец Феофан посетил Святые места, древние монашеские обители, беседовал со старцами Святой Горы Афон, изучал писания отцов Церкви по древним рукописям. Он изучил греческий и французский языки, ознакомился с еврейским и арабским. В 1855 году будущий святитель в сане архимандрита преподавал в СПДА, затем был ректором Олонецкой духовной семинарии. С 1856 года он - настоятель посольской церкви в Константинополе, с 1857 года - ректор СПДА. В 1859 году архимандрит Феофан был хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. 
   Святитель Феофан устраивал церковно-приходские и воскресные школы, заботился о повышении образования духовенства. С июля 1863 года он на Владимирской кафедре. Все духовные академии избрали его почетным членом, а СПДА удостоила и звания доктора богословия. В 1866 году по прошению святитель был уволен на покой в Успенскую Вышенскую пустынь Тамбовской епархии. Время после богослужения и молитвы святитель Феофан посвящал письменным трудам. После Пасхи 1872 года он ушел в затвор. Святитель совершал богослужения, занимался литературно-богословскими трудами (истолкованием Священного Писания и переводом творений древних отцов и учителей), писал много писем.        Он отмечал: «Писать это служба Церкви нужная... Лучшее употребление дара писать и говорить есть обращение его на вразумление грешников». Святитель Феофан оказал глубокое влияние на духовное возрождение общества. Его учение подобно учению святого старца Паисия Величковского, особенно рассуждения о старчестве и умной молитве. Наиболее значительные труды святителя «Письма о христианской жизни», «Добротолюбие» (перевод), «Толкование апостольских посланий», «Начертание христианского нравоучения».
   Святитель Феофан мирно скончался 6 января 1894 года, в праздник Крещения Господня; при облачении на лице его просияла блаженная улыбка. Он был погребен в Казанском соборе Вышенской пустыни. В 1988 году святитель Феофан, Затворник Вышенский, прославлен в лике святых.

Икона Спаса Нерукотворного


Икона Спаса Нерукотворного
(Успенский собор)
   В иконостасе Успенского кафедрального собора г.Иваново в местном (нижнем) ряду иконостаса справа от Царских врат обращает на себя внимание икона Спаса Нерукотворного. Её греческое название – Мандилион. Это особый тип изображений Спасителя, который представляет Его лик на убрусе или плате. Изображение на иконе хорошо передает то, что перед нами именно ткань, плат, с характерными изгибами.
   Церковное предание гласит: Спас Нерукотворный – самая первая христианская икона в истории.
   На территории современной Турции есть город Шанлыурфа. В древности он назывался Эдесса.
   Во времена земной жизни Христа этим городом управлял царь Авгарь (Абгар) V Уккам.
   Евсевий Кесарийский, церковный писатель, живший почти 17 веков назад, утверждал, что в архиве Эдессы он обнаружил документ, свидетельствующий о переписке Авгаря с Иисусом Христом.
    Авгарь был болен проказой. Он отправил Христу письмо, в котором просил Его об исцелении.
   Для того чтобы доставить письмо Христу, Авгарь направил к Нему посольство во главе со своим слугой Ханнаном (Ананией). Анания был художником и попытался написать портрет Спасителя. Однако у него ничего не получалось. Христос, видя эти неудачные попытки, умыл свое лицо, отер его платом (убрусом) и отдал художнику. На этом плате чудесно отпечаталось изображение лика Христа. Так появился Нерукотворный, то есть не созданный человеческими руками, образ Сына Божия. Посольство принесло убрус в Эдессу, и Авгарь получил исцеление.
Дальнейшую историю убруса излагает византийский император Константин VII Багрянородный. Он пишет, что в благодарность за исцеление Авгарь приказал наклеить Нерукотворный Образ на доску, украсить икону и поставил её в специальной нише над городскими воротами вместо размещавшегося там раньше идола.
   Через некоторое время наследники Авгаря вернулись к язычеству. Чтобы икона над городскими воротами не подверглась поруганию, христиане заложили ее керамической плитой - черепицей (по-славянски, чрепием). Спустя несколько столетий, когда Эдесса вновь стала христианской, доску с образа сняли. Тут выяснилось, что не только сам убрус с ликом Спаса прекрасно сохранился, но изображение чудесным образом отпечаталось на чрепии. Поэтому кроме матерчатой иконы стали почитать и икону на черепице. Такая икона по-гречески именуется Керамидион.
   Жители села Иваново, а затем и Иваново-Вознесенска весьма почитали праздники, связанные со Спасителем. Одним из главных учебных заведений Иваново-Вознесенска было реальное училище, построенное в 1884-1886 годах на Александровской улице (сейчас это здание Ивановского художественного музея; пр.Ленина, 33). В 1890 году в училище на втором этаже обустроили домовую церковь в честь Нерукотворного Образа. Так попечители училища, иваново-вознесенские предприниматели выразили благодарность Богу за спасение императора Александра III и его семьи во время железнодорожной катастрофы, произошедшей в 1888 году на станции Борки. В ограде училища была построена двухэтажная колокольня.

Также в Успенском кафедральном соборе города Иваново находятся иконы:

  1. Святой великомученик Иоанн Новый, Сочаевский;
  2. Святитель Спиридон Тримифунтский;
  3. Блаженный Симон Юрьевецкий;
  4. Собор Всех святых;
  5. Шуйско-Смоленская икона Божией Матери;
  6. Перенесение мощей святителя Николая Чудотворца из Мир Ликийских в Бари;
  7. Собор Всех святых (Двунадесятые праздники);
  8. Преподобный Сергий Радонежский, преподобный Иоанн, мученица Пелагия, мученица Феодосия;
  9. Спас нерукотворный;
  10. Святитель Григорий Богослов, святитель Василий Великий, святитель Иоанн Златоуст, святитель Николай Чудотворец, преподобная Анастасия, великомученица Параскева, святой Алексий, человек Божий;
  11. Божия Матерь "Утоли моя печали";
  12. Пресвятая Троица;
  13. Святитель Николай Чудотворец;
  14. Святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и мать их София;
  15. Святая великомученица Екатерина;
  16. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий), Симферопольский, Крымский, архиепископ;
  17. Божия Матерь "Тихвинская";
  18. Апостол Андрей Первозванный;
  19. Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб;
  20. Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы;
  21. Божия Матерь "Скоропослушница";
  22. Святой апостол и Евангелист Иоанн Богослов;
  23. Рождество Пресвятой Богородицы;
  24. Божия Матерь "Нечаянная Радость";
  25. Господь Иисус Христос;
  26. Святитель Иоанн Златоуст (подарок Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла);
  27. Божия Матерь "Феодотьевская" (список с чудотворной иконы);
  28. Святитель Николай Зарайский;
  29. Господь Вседержитель;
  30. Собор всех святых в земле Иваново-Вознесенской просиявших;
  31. Божия Матерь "Всецарица (Пантанасса)";
  32. Преподобный Тихон Луховский, Костромской;
  33. Божия Матерь "Знамение";
  34. Преподобный Серафим Саровский;
  35. Крещение Господне;
  36. Преподобный Сергий Радонежский;
  37. Божия Матерь "Казанская";
  38. Святые мученики, чудотворцы и бессребреники Косма и Дамиан, Святой великомученик Георгий Победоносец;
  39. Собор Пресвятой Богородицы;
  40. Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий;
  41. Божия Матерь "Боголюбская";
  42. Святитель Василий, епископ Рязанский;
  43. Пророк и креститель Иоанн Предтеча;
  44. Божия Матерь "Тихвинская";
  45. Божия Матерь "Живоносный Источник";
  46. Святитель Иоасаф Белгородский;
  47. Святитель Модест, святитель Николай Чудотворец, священномученик Харалампий, священномученик Власий;
  48. Собор Архангела Михаила;
  49. Царственных страстотерпцев;
  50. Тайная вечеря;
  51. Божия Матерь "Всех скорбящих Радость".