Таинства

   Крещение, крестник, восприемник

    Зачем нужно креститься? – Таинство Крещения вводит человека в Церковь и освобождает его от последствий прародительского греха. Благодаря ему он рождается для вечности и становится способным к наследию Небесного Царствия в вечной жизни. Таинство Крещения установил Сам Господь. О нем ясно говорится в Евангелии как о необходимом условии вхождения в Церковь: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Изменение, которое происходит с человеком во время совершения этого Таинства, очень велико: человек приобретает способность воссоединиться с Христом, приобщиться Его Божественной природе. В любом случае он остается, пусть немощным, несовершенным, грешным, но, безусловно, членом Церкви. Поэтому Таинство Крещения может быть совершено только один раз в жизни.
   Принимая Таинство Крещения, человек становится членом Церкви, воссоединяется с её Главой – с Самим Христом, с Его святыми, со всею полнотою Церкви, получает от нее благодатную молитвенную помощь.
   В каком возрасте принимают Крещение? – Взрослые люди, не исповедовавшие Православия, могут быть крещены в любое время. Но дети православных родителей принимают Крещение в возрасте около 6 недель. До этого срока ребенок еще слишком слаб, и его нежелательно приносить в общественные места, а позже затягивать не следует. Если же новорожденный ребенок болен, если его жизни угрожает опасность, его крестят немедленно, в больнице или дома, по особому чину.
   Не лучше ли отложить Крещение до тех пор, пока ребенок сознательно не исповедует свою веру в Бога? – Нет, не лучше, а намного хуже. Хотя у новорожденного нет ни воли, ни рассудка, ни веры, но он входит неотъемлемой частью в вашу православную семью. Ваша родительская любовь соединяет вас с вашими детьми, и связь эта неразрывна, пока ребенок не имеет вполне своего «я»: ваша воля, ваш рассудок, ваша вера духовно питают его. Вы с ним – одно целое, и он не может оставаться в стороне, когда вы, его родители, соединяетесь с Богом в Святых Таинствах Православной Церкви.
   Вот таков глубинный смысл той короткой фразы, которой часто отвечают на вопрос о Крещении младенцев: «Дети принимают Святые Таинства по вере своих родителей».
   Зачем при Крещении нужны крестные родители? – В момент Крещения у ребенка появляется еще один родной человек – крестный отец или крестная мать, иначе называемый восприемником. Если семья – это малая Церковь, то Церковь – большая семья, и она стремится расширить и укрепить общение со всеми, кто в нее входит. Восприемник вместе с родителями младенца берет на себя ответственность за прочность этого общения, за воспитание и устройство христианской жизни маленького человека, входящего в большой мир.
   В Таинстве Крещения участвует один восприемник: мужчина (крестный отец) для мальчика, женщина (крестная мать) для девочки. Но нередко на Крещение приглашают двоих «крестных родителей», и тогда они оба становятся сподвижниками и помощниками родителей.
   Кто может стать восприемником? – Восприемника или восприемницу можно выбрать среди близких родственников и друзей, знающих и любящих вас, в том числе и молодых. Возможен и другой вариант, когда в восприемники своему ребенку (кумовья) приглашают кого-либо из более опытных, глубоко верующих и грамотных прихожан, рассчитывая на их помощь, поддержку в христианской жизни. Тем самым возникают новые и укрепляются существующие дружеские связи внутри прихода. Советником и посредником здесь может стать священник.
   Какими качествами должен обладать восприемник? –Прежде всего, крестный должен быть верующим и церковным человеком, должен понимать, что он берет на себя вполне определенную ответственность за крестника или крестницу. Его обязанность – сделать все зависящее от него для того, чтобы ребенок вырос настоящим христианином, а не носил это имя лишь номинально. Крестные должны молиться о своих крестниках, должны быть готовы и способны участвовать в их воспитании и всей дальнейшей жизни, и эта ответственность благотворно сказывается на их собственном христианском просвещении и духовном росте.
   Само собою понятно, что человек, не ведущий полноценную церковную жизнь, не может по достоинству именоваться для кого-то «крестным отцом» или «матерью», поскольку не может никого по-настоящему воспитать в вере. Важно и другое: не следует брать на себя обязательства крестного, не имея реальной возможности участвовать в духовном воспитании крестника.
   Говорят… Что родители не должны присутствовать на Крещении своего ребенка …Что до крещения нельзя никому не давать смотреть новорожденного ребеночка. – Ни в коем случае не слушайте, что «говорят», не поддавайтесь предрассудкам! Однако очевидное суеверие соединилось со столь же очевидным разумным обычаем: в первые несколько недель своей жизни младенец особенно восприимчив к инфекции, поэтому его надо оберегать от контактов с посторонними людьми.


         Исповедь и Причастие

   Бог стал Человеком. Он жил на этой земле, учил, проповедовал, совершал чудеса, был оклеветан, предан мучительной смерти, воскрес из мёртвых и вознесся на Небо. Для чего? – Для того, чтобы мы могли вслед за Ним победить смерть. Бог стал Человеком, чтобы человек мог стать богом. Но как это происходит?...
   Человек – это единство души и тела. Исцеление от греха, избавление от смерти – это наше телесное воскресение вслед за воскресшим Христом. И чтобы стать участником этой победы, каждому из нас надо измениться по существу, последовать за Ним всем существом, душою и телом, соединиться с Ним духовно и материально, в едином таинственном действии.
   Великое таинство Евхаристии – причащение Тела и Крови Спасителя под видом хлеба и вина. Евхаристия по-гречески значит благодарение: мы благодарим Бога за Его величайший небесный дар, благодарим не столько словом, сколько делом: принимаем этот дар спасения, дар Вечной Жизни.
   Для совершения таинства Евхаристии предназначено особое, самое важное церковное богослужение – Божественная Литургия. В Успенском Кафедральном соборе мы служим Литургию ежедневно (кроме будних дней Великого поста), и за каждой Литургией людям дается возможность вместе со служащим духовенством получить Святое Причастие из Чаши, которую диакон выносит через Царские врата.
   Кто может причащаться Святых Христовых Тайн на Литургии? – Святая Церковь образует Тело Христово, и оно воссоздается в таинстве Евхаристии; поэтому участвовать может в нем лишь тот, кто родился заново, стал частью этого Тела, то есть принял Святое Крещение.
   Однако в ходе нашей жизни мы уклоняемся от единства с Церковью – совершаем грехи. Поэтому перед причащением Тела и Крови Спасителя надо восстановить это нарушенное единство, воссоединиться с Церковью, освободив свою совесть от грехов и их последствий. Для этого служит таинство Покаяния, то есть исповедь.
   Всем ли необходимо покаяние? – Человеческая природа повреждена, и совершенство, сотворенное Богом, нарушено (иначе мы бы не нуждались в спасении…) Покаяние необходимо для любого христианина: грехи отдаляют, отчуждают нас от Бога. Тот, кто привык следить за чистотой своего сердца и опрятностью своей души, не может жить без покаяния. Со слезами каялись и исповедовались в своих грехах даже те, кого мы сегодня почитаем величайшими святыми: чем ближе человек к Богу, тем яснее он осознает свое недостоинство перед Ним.
   В чем состоит истинное покаяние? – Некоторым представляется, что покаяние состоит в перечислении как можно большего числа разных грехов, подлинных и выдуманных… Но дело совсем не в этом. Хотя в покаянии мы оглядываемся на прошлое, но цель наша находится в будущем: переменить свою жизнь и исправится, оставить грех и устранить его причины и поводы.
   Когда и как совершается Таинство покаяния? – У нас в Кафедральном соборе исповедь происходит каждый день: во время богослужений священник (или несколько священников) в центральной части храма ожидает желающих исповедаться. Перед началом исповеди священник молится, просит Господа о милости и снисхождении к кающимся грешникам. Молитва эта может быть общей. Но сама исповедь совершается строго индивидуально и тайно: говорить со священником надо тихим голосом, и ни священник, ни прихожанин ни при каких условиях не разглашают содержание исповеди.
   Как надо говорить со священником на исповеди? – Точно так же, как с вашим близким, заботливым, внимательным и знающим другом. Формализм на исповеди особенно опасен. Если у вас ещё нет опыта исповеди, если вы смущаетесь, – так и скажите священнику: он поддержит вас тактичными вопросами, подведет вас постепенно к важным сторонам вашей земной и духовной жизни, поможет увидеть свои грехи, укрепит и утешит.
   О чем не надо говорить на исповеди – это о подробностях интимного характера, а также о чужих грехах; ваша задача – это ваша собственная жизнь, ваше исправление.

   По результатам вашей исповеди священник решит, можете ли вы быть допущены к Святому Причастию (иногда необходимо назначить срок воздержания от Причастия для углубленного покаяния и избавления от греха). Кроме того, священник пояснит, когда вам следует быть на богослужении, какие молитвы следует прочитать для подготовки, как соблюдать пост, какие еще условия надо учесть перед Причастием.
   Как часто надо причащаться? – Невозможно, да и не нужно вводить единое правило для всех; для большинства взрослых людей причащением нормальной частоты можно считать от еженедельного до ежемесячного.
   Как причащаются Святых Тайн дети? – Детей следует причащать по возможности вместе с родителями. Младенцы принимают только Святую Кровь, причем в очень малом количестве. Дети постарше причащаются так же, как и взрослые, исповедоваться же дети начинают в возрасте от 7 до 10 лет, смотря по своему развитию.

            Таинство соборования

   Что такое соборование? Елеосвящение (его же называют соборованием) – это Таинство, в котором при помазании тела освященным елеем призывается на человека Божия благодать, исцеляющая душевные и телесные немощи. По установлениям Церкви, при совершении Таинства должен действовать «собор пресвитеров». Семь священников назначается потому, что при Елеосвящении бывает семь чтений из Евангелий, семь молитв и столько же помазаний. Однако это не всегда возможно, поэтому допускается совершение Таинства меньшим числом священников, или даже одним. В особых случаях (например, в реанимационном отделении) совершается сокращенный чин Елеосвящения, в котором цикл из семи помазаний заменяется одним.
   Богослужение Таинства Елеосвящения состоит из трех частей: молебного пения, освящения елея и помазания елеем. В чинопоследовании Таинства молитвенно испрашивается отпущение грехов, в том числе забытых и неосознанных, и, как следствие этого, исцеление от болезней. Следует помнить, что любая болезнь – результат повреждения человеческой природы, и Елеосвящение – духовное средство, с которого следует начинать лечение всякого недуга. Оно поддерживает человека духовно, оказывая ему благодатную помощь в той мере, которая необходима для спасения. Поэтому соборование не отменяет употребления лекарственных средств, Господом данных, для врачевания наших болезней.
   Правда ли, что?... К сожалению, приходится признавать, что с соборованием связано множество предрассудков. Суеверия приносят огромный вред: не дают обратиться к Таинству тем, кому оно жизненно необходимо. Таинство Елеосвящения – это вовсе не «один из последних обрядов», открывающих человеку безопасный переход в вечность, и не полезное «дополнение» к медицине. Абсолютно недопустимо считать, что Елеосвящение совершается только над умирающим как «последнее напутствие» и не может быть повторено.
   Кто может прибегнуть к Таинству Елеосвящения? Елеосвящение совершается над лицами православного исповедания, страдающими телесными или душевными болезнями, в том числе и над теми, кто прикован к постели. Если больной не в силах прийти в храм, следует пригласить священника к нему домой. В течение одного заболевания соборование совершается один раз; при хронической болезни надо советоваться со священником.
   Что такое «общее соборование»? Болезни могут выражаться в тяжелом состоянии души – в печали, растерянности, скорби, сомнениях, потере душевного покоя, конфликтах с ближними – и вызываться нераскаянными, неосознанными грехами: поэтому соборование может быть преподано и внешне здоровым людям. Такое общее соборование для всех, кто желает принять в нем участие, обычно совершают в храмах несколько раз во время Великого или Рождественского постов; однако каждый верующий может участвовать в общем соборовании только один раз в течение календарного года.
   Как подготовиться к соборованию? Человек, над которым совершается Таинство Елеосвящения, приготовляется к нему покаянием и исповедью и, после или прежде соборования, приобщается Святых Таин. Если же таинство совершается в домашних условиях, то необходимо подготовить чистое оливковое или подсолнечное масло, немного красного вина, чистый стаканчик для освящения елея, семь свечей, Евангелие и Крест.
   Почему при совершении этого Таинства используется елей? Елей (масло растительного происхождения) занимает в природе особое место, обладая целым набором свойств, отличающих его от других веществ. Он легче воды и потому никогда с ней не смешивается, а поднимается над ней и «усмиряет волнение морское». Огонь, питаемый елеем, дает тихий свет. С древности известны его лечебные свойства: елей действует смягчающе, утоляющим страдания образом.

    Возможно ли получить отпущение грехов в Таинстве Соборования, не прибегая к исповеди? Нет. В тех грехах, которые человек помнит и осознает, ему следует принести покаяние в Таинстве Исповеди.
   Можно ли соборовать больного, находящегося без сознания? Над пациентом, находящимся в бессознательном состоянии, Таинство Елеосвящения можно совершать только в том случае, если он выражал сознательное желание собороваться в то время, когда мог отдавать отчет в своих поступках.
   Еще о соборовании:
   «У нас часто, случается, бывают отчаянно больные, а по соборовании елеем выздоравливают и живут еще долго». – прп. Макарий Оптинский
   «Если нет болезни или вообще какой-либо немощи, то соборование необязательно, потому что при соборовании молятся об исцелении, молятся о телесном и душевном здравии. Телесное здоровье не всем и не всегда дается, ибо Господь знает, что для нас полезнее. А душевное – всегда подается» – прп. Никон Оптинский
   «Хорошо бы тебе каждый пост собороваться и причащаться хотя бы на дому. Твоя болезнь призывает тебя ко спасению. Соборное масло непременно пей по чайной ложке утром вместе с просфорой и святой водой... У Него и здоровья, и сил на всех предостаточно. Умудряйся после соборования, и врачи умудрятся на помощь тебе». – архимандрит Иоанн (Крестьянкин)

Таинство брака

   Что такое любовь? Так много завязано на этом слове, и так много у него разных значений...
   «Бог есть любовь», – говорит апостол Иоанн. И добавляет для нашего вразумления: «Вот как мы можем узнать, что такое любовь: Он отдал за нас Свою жизнь». Бог один, и любовь одна. Нет разных Богов, и нет разных любовей. Та же самая и любовь Распятого Бога к земному человеку, и любовь матери к ребенку, и любовь сына к больной матери, и любовь солдата к Родине при нападении врага. Та же самая самоотверженная любовь между мужем и женой в подлинном, истинном браке – потому что брак создан Богом как храм и школа любви.
   Хотите сразу, с первого взгляда понять, что такое любовь? – Посмотрите на Крест. Как Бог отдал за нас Свою жизнь на Кресте, так и муж с женой отдают свои жизни друг другу и детям. – Кто-то возразит: дескать, супружеская любовь несет радость и счастье... Но возразит лишь тот, кто сам незнаком со счастьем. А счастливых супругов не надо учить: счастье супружеской жизни, словно на твердом фундаменте, стоит на самоотдаче.
   Нужен ли брак, если есть любовь?
   Брак, добровольный пожизненный союз мужчины и женщины, свободных в своем выборе, союз, скрепленный законом, существует с древнейших времен: он-то и позволяет мужу и жене вырастить и сохранить любовь.
   Законы в человеческом обществе бывают земные (гражданские, государственные) и небесные (религиозные, церковные). В разные времена и в разных культурах менялись и обычаи бракосочетания. Бывало, браки заключались гражданским юридическим актом, бывало – церковным обрядом. В сегодняшней России церковное бракосочетание следует после гражданского.
   Признает ли Церковь гражданский брак?
   Если гражданский брак заключен в ЗАГСе, то это брак, и Церковь его признает, но призывает православных супругов также к церковному бракосочетанию (венчанию). Если же речь о «гражданском браке» в кавычках, то это не брак, а внебрачная половая связь, о чем и говорил в свое время Патриарх Алексий II: "«...Становится очевидным стремление сделать все возможное для того, чтобы внушить обществу мысль об относительности всяких норм в области морали... Убийство нерожденного ребенка называется «прерыванием беременности», блудное сожительство – «гражданским браком»".
   Зачем венчание, если есть гражданский брак?
   В христианском браке участвуют трое. Третий, а точнее первый, – Христос. Он определяет правила и нормы семейной жизни; перед Ним отвечают муж и жена за целостность своего союза и за исполнение своего брачного обета; Он дарит им ни с чем не сравнимое супружеское счастье; Он же и помогает им преодолевать все скорби и трудности. Церковное бракосочетание – это Таинство, священнодействие, в котором молодожены приобщаются Божией благодати, особого дара супружеской любви. Дальше уже дело за ними двоими: принять этот дар или отвергнуть, сохранить или забыть…
   Что требуется для венчания?
   Прежде всего, помимо гражданского брака, требуется ваша православная вера. Перед Таинством бракосочетания священник или церковнослужитель-катехизатор побеседует с вами, поможет вам понять смысл Таинства, расскажет о порядке его совершения, прочитает слова Спасителя и апостолов, которые говорят о подвиге супружества, разберет другие вопросы, которые у вас могут возникнуть. А тем молодоженам, которые хотят венчаться потому, что «так принято», что «это красивый обряд» или что «просят родители», будет предложено отложить венчание до тех пор, пока оно не станет настоятельной потребностью их сердец…
   Можно ли обвенчаться немолодым супругам, уже долгое время пребывающим в браке?
   Да, можно и нужно. Церковь не отказывает в благодати Таинства, даже если супруги находятся в преклонном возрасте. Зачастую они серьезнее относятся к смыслу Таинства, ответственнее готовятся к нему и принимают решение о венчании после серьезного пересмотра своей жизни, обретения истинной веры.
   Допускается ли Церковью второй брак?
   Да, обычно допускается – но каждый такой случай рассматривается индивидуально правящим архиереем. С этим вопросом следует обращаться в Епархиальное управление после заключения второго гражданского брака: таков порядок в нашей епархии.
  Что надо делать, если…
– свадьба выпала на неудачный день по гороскопу?
– младшая сестра выходит замуж раньше старшей?
– невеста первая перешагнула через порог дома?
– во время бракосочетания на пол упало кольцо?
– по дороге на свадьбу встретились похороны?
– случайно распоролось свадебное платье?
– кто-то перешел дорогу молодоженам?
– куда-то пропала венчальная свеча?
   Во всех этих случаях делать надо ровно одно: избавляться от предрассудков и суеверий. Впрочем, не надо обличать за это старших родственников и гостей, но мирно и спокойно напомнить им, что Православие и суеверия не имеют ничего общего.
   В какие дни может совершаться Таинство венчания?
   Каждый понедельник, среду, пятницу и воскресенье, за исключением:
– всех четырех многодневных постов: Великого, Петровского, Успенского, Рождественского;
– Светлой (Пасхальной) седмицы, Сырной седмицы (масленицы), Рождественских святок (от Рождества до Богоявления);
– дней накануне важнейших («двунадесятых») церковных празд­ников;
– 10, 11, 26 и 27 сентября (Усекновение главы Иоанна Крестителя и Воздвижения Креста Господня, и накануне).

  Смерть, погребение, поминовение

   Смерть – великое таинство перехода из земной временной жизни в иной мир. Происходит оно так же таинственно и непостижимо для человеческого разума, как и соединение их в материнском чреве.
   Нас подводит узкий взгляд, набор привычных понятий. Мы говорим про переход в иной мир и представляем себе дверь из одного помещения в другое: помещения хоть и разные, но в том же здании, в одной и той же вселенной… Но нет! Смерть – это дверь в инобытие. Дверь в вечность. Оттого и уделяем мы ей такое внимание.
   – Понимаешь, я впал в какую-то тоску, уныние… – жалуется человек своему другу; – Оказывается, через 50 миллионов лет наше Солнце погаснет! Подумай-ка...
   – Могу тебя утешить, – бодро отвечает тот, – ты ошибся. Солнцу светить еще 500 миллионов лет. Так что не горюй!
   Смешно… Но и весьма поучительно: проясняется барьер между временем и вечностью, а тем самым и наш земной путь здесь и сейчас.
   Как преодолеть этот барьер, сохранить нашу любовь, связь с близкими, с теми кто безвозвратно ушел туда?
   - Молиться. Способность и навык к молитве – величайшая драгоценность человеческой души. И в трудные, горестные минуты жизненных испытаний Господь открывает сердце человека для молитвы и Сам открывается нашему сердцу. А дельнейшее зависит от нас: примем ли, сбережем эту искру, дадим ей разгореться, согреть душу изнутри и поделиться теплом с теми, кто впереди нас прошел через заветную дверь? – И чтобы это произошло, Господь Бог в Своей Святой Церкви дает нам Свою помощь, называемую чином молитвенного поминовения усопших.
   «Молитва за другого – говорит Святейший Патриарх Кирилл – это духовный подвиг того, кто молитву совершает. Бог отвечает на этот подвиг, откликается на наш призыв, отвечает любовью. …Наша доброта и отзывчивость – лишь слабый отблеск доброты и любви Бога к людям».
   В чем разница между отпеванием и панихидой?
   Погребальная служба, в просторечии называемая «отпеванием», начинается в храме (или дома, или в больнице, где человека настигла смерть) и завершаться может на кладбище преданием тела земле.
   Содержание погребальной службы исключительно богато: некоторые части её – псалмы, новозаветные чтения – хорошо знакомы верующим (по крайней мере должны быть знакомы!), другие – уникальны. Среди них стихиры прп. Иоанна Дамаскина «Кая житейская сладость пребывает печали непричастна…» «Потрясающей проповедью о суете всего, что не остается с нами по смерти» назвал их святитель Афанасий Ковровский.
   Краткая заупокойная служба – панихида – представляет собою сжатое напоминание о погребении. Панихиды по умершему мы служим в третий, девятый и сороковой день по смерти и ежегодно в день кончины; несколько раз в году (в так называемые «родительские субботы») совершаются общие заупокойные богослужения, а у нас в Кафедральном соборе ежедневно – общие панихиды, когда каждый может присоединить свой молитвенный голос к общецерковной молитве.
   Как молятся об умерших на Божественной Литургии?

   Нередко родные и друзья умершего записывают его имя для поминовения на Литургии в течение сорока дней («сорокоуст»), или полугода, или целого года… И каждый день, когда в храме совершается Таинство Евхаристии, даже в воскресения и в великие праздники, даже в самый праздник Пасхи, когда весь храм и весь мир напоен радостью и весельем, мы молимся об ушедших в иной мир перед жертвенником и Св. Престолом, как то предписано чином Литургии. Частицы просфор, извлеченные на Проскомидии с молитвой о каждом из умерших, мы погружаем в Святую Кровь Спасителя, соединяя тем самым нашу память с Крестной Жертвой, смерть – с бессмертием, время – с вечностью.
   Что такое заочное отпевание?
   Необходимость в заочном отпевании возникает лишь в том случае, когда человек погибает в неизвестном месте, тонет в море, сгорает в пламени пожара, отдает жизнь в бою и тела его не находят, и т.п. Но в наше время случается, что умершего похоронили, а погребальная служба по нем почему-либо не состоялась… Совершая заочное отпевание, мы тем самым восполняем то, что не произошло в самый момент похорон. Но отсутствие перед нами тела умершего человека, о котором мы молимся, затрудняет нашу молитву, препятствует кон­такту между нашими сердцами и Господом Богом. Заочное отпевание труднее обычного, оно требует большего внимания, большего напряжения сил.
   Что приносит вред?...
   Огромный, непоправимый вред, как умершим, так и всем нам, живущим на земле, приносят суеверия. Это не просто чьи-то заблуждения и причуды, это – враги Христа, с которыми нам всем предстоит вести борьбу не на жизнь, а на смерть. Причем в самом точном смысле слова: победа суеверий над верою означает утрату плодов победы Христа над смертью.
    Не надо напоминать, с какой сатанинской яростью разрушает пьянство нашу жизнь, и не надо объяснять, почему мы говорим «нет» алкоголю на поминальной трапезе.
   Избавление от суеверий достигается христианским просвещением, пониманием смысла православных обрядов и обычаев. Книги, журналы, живое слово священника всегда помогут вам в этом: была бы только ваша вера, ваша решимость, ваша любовь к Богу и к ближним, включая тех, кто перешел из этого мира в мир большинства.