Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!
С чувством глубокой сердечной радости поздравляю вас с праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
По мысли святителя Иоанна Златоуста Рождество Христово – начало всех церковных праздников. Творец неба и земли, смиренно склоняясь, входит под своды Своего творения. «Создатель всяческих» умаляется до Вифлеемской пещеры, чтобы пребывать вместе с нами. Человеческую историю, исполненную трагизма и горечи, Он обращает в путь ко спасению.
В тропаре предпразднства воспевается: «Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме».
Поистине, в Христовом Рождестве открывается для нас Эдем и даже больше – грядущий Небесный Иерусалим, тот самый Грядущий Град, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его» (Откр. 21, 23).
В Вифлеемском вертепе «от Девы», то есть от Пресвятой Богородицы, «процвете Древо Живота», изросло и раскрыло свой цвет Древо Жизни, чьи «листья – для исцеления народов» (Откр. 22, 2).
Здесь нам открывается великая тайна, которая не перестает быть таковой, хотя проповедуется Церковью всему миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
«Христос раждается, прежде падший возставити (то есть восстановить) образ», – пелось в дни подготовки к нынешнему светлому дню.
Современный мир, чаще всего, ничего не хочет слышать о падении человеческого образа. Требование безбрежной свободы для личности звучит так, как будто естественный человек самодостаточен, не нуждается в спасении. Общество живет, словно Бога вообще нет.
Однако, великий православный подвижник преподобный Макарий Египетский говорит: «Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей только природе, не имея общения с Божественным Духом, потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни».
Ведь по словам того же святого отца, человечество отравлено греховным ядом, в нем присутствует «сокровенная скверна – преизбыточествующая тьма страстей, потемняющая и оскверняющая и тело, и душу».
Поэтому стоит ли нам удивляться и ужасаться современному состоянию мира, упорно отвергающего Христа? «Не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец» (Мк. 13, 7).
«В мире будете иметь скорбь, – обращается к нам в Евангелии наш Спаситель, – но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Только во Христе возможно восстановление подлинной человечности, а средством нашего соединения с Богом являются церковные таинства. «Иисус же сказал им, – читаем мы об апостолах, – «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Так, через соединение со своим Спасителем мы постигаем «великую благочестия тайну» – «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Христос рождается ныне от Пречистой Девы, чтобы каждого из нас не только очистить от греха, проклятия и смерти, но и ввести в Царство Вечной Славы, где на новом небе и новой земле мы обретем полноту своей человеческой природы.
Однако, это Царство открывается уже здесь, за каждой Божественной Литургией, в храме Божием. Раскрывается оно и в нашей общности – Церкви, Теле Христовом. Лишь бы мы сами при этом понимали, что чем ближе православные христиане к Богу, тем более тесное единство должны они являть в общественной жизни.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», – так поем мы, славя родившегося Богомладенца.
Рождеством Христовым весь мир просветился светом богопознания. Каждый из нас – молодой, взрослый или завершающий уже свой жизненный путь, призван постоянно делать выбор, задумываться над тем, что является добром, а что – злом. Этот свет, который «просвещает каждого человека, грядущего в мир», дает возможность нам узнать чем же наполнена наша душа – временным или вечным.
Но где нам взять критерии для такой оценки? Святитель Иннокентий Херсонский дает совет: «Не верь собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа. Надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою – Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным».
Если мы последуем по этому пути, то обретем настоящее сокровище и подлинное счастье.
Всечестные отцы, матери, братья и сестры!
Вновь и вновь поздравляю всех вас с мироспасительным праздником Рождества Христова! Пусть свет Вифлеемской звезды озаряет наши души и подает силы всегда и везде, во всех обстоятельствах хранить в сердце православную веру!
«Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!» (Пс. 32, 22).
С чувством глубокой сердечной радости поздравляю вас с праздником Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
По мысли святителя Иоанна Златоуста Рождество Христово – начало всех церковных праздников. Творец неба и земли, смиренно склоняясь, входит под своды Своего творения. «Создатель всяческих» умаляется до Вифлеемской пещеры, чтобы пребывать вместе с нами. Человеческую историю, исполненную трагизма и горечи, Он обращает в путь ко спасению.
В тропаре предпразднства воспевается: «Готовися Вифлееме, отверзися всем, Едеме».
Поистине, в Христовом Рождестве открывается для нас Эдем и даже больше – грядущий Небесный Иерусалим, тот самый Грядущий Град, который «не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его» (Откр. 21, 23).
В Вифлеемском вертепе «от Девы», то есть от Пресвятой Богородицы, «процвете Древо Живота», изросло и раскрыло свой цвет Древо Жизни, чьи «листья – для исцеления народов» (Откр. 22, 2).
Здесь нам открывается великая тайна, которая не перестает быть таковой, хотя проповедуется Церковью всему миру. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16).
«Христос раждается, прежде падший возставити (то есть восстановить) образ», – пелось в дни подготовки к нынешнему светлому дню.
Современный мир, чаще всего, ничего не хочет слышать о падении человеческого образа. Требование безбрежной свободы для личности звучит так, как будто естественный человек самодостаточен, не нуждается в спасении. Общество живет, словно Бога вообще нет.
Однако, великий православный подвижник преподобный Макарий Египетский говорит: «Горе телу, когда оно останавливается на своей природе, потому что разрушается и умирает. Горе и душе, если останавливается на своей только природе, не имея общения с Божественным Духом, потому что умирает, не сподобившись вечной Божественной жизни».
Ведь по словам того же святого отца, человечество отравлено греховным ядом, в нем присутствует «сокровенная скверна – преизбыточествующая тьма страстей, потемняющая и оскверняющая и тело, и душу».
Поэтому стоит ли нам удивляться и ужасаться современному состоянию мира, упорно отвергающего Христа? «Не ужасайтесь: ибо надлежит сему быть, – но это еще не конец» (Мк. 13, 7).
«В мире будете иметь скорбь, – обращается к нам в Евангелии наш Спаситель, – но мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16, 33).
Только во Христе возможно восстановление подлинной человечности, а средством нашего соединения с Богом являются церковные таинства. «Иисус же сказал им, – читаем мы об апостолах, – «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть плоть Сына Человеческого и пить кровь Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53).
Так, через соединение со своим Спасителем мы постигаем «великую благочестия тайну» – «Бог явился во плоти» (1 Тим. 3, 16). Христос рождается ныне от Пречистой Девы, чтобы каждого из нас не только очистить от греха, проклятия и смерти, но и ввести в Царство Вечной Славы, где на новом небе и новой земле мы обретем полноту своей человеческой природы.
Однако, это Царство открывается уже здесь, за каждой Божественной Литургией, в храме Божием. Раскрывается оно и в нашей общности – Церкви, Теле Христовом. Лишь бы мы сами при этом понимали, что чем ближе православные христиане к Богу, тем более тесное единство должны они являть в общественной жизни.
«Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума», – так поем мы, славя родившегося Богомладенца.
Рождеством Христовым весь мир просветился светом богопознания. Каждый из нас – молодой, взрослый или завершающий уже свой жизненный путь, призван постоянно делать выбор, задумываться над тем, что является добром, а что – злом. Этот свет, который «просвещает каждого человека, грядущего в мир», дает возможность нам узнать чем же наполнена наша душа – временным или вечным.
Но где нам взять критерии для такой оценки? Святитель Иннокентий Херсонский дает совет: «Не верь собственному суду и разумению; возьми светильник слова Божия и пройди с ним всю область твоего существа. Надобно, чтобы ты весь был чист, ибо ты весь омыт некогда благодатью Духа. Надобно, чтобы ты весь сиял златом любви к Богу и ближним, ибо ты куплен дорогою ценою – Кровью Сына Божия! Впрочем, Родившийся, вместо твоих даров, обогатит тебя Своими; только не приноси к яслям Его с собою мира и его похотей, а явись с сердцем сокрушенным и духом смиренным».
Если мы последуем по этому пути, то обретем настоящее сокровище и подлинное счастье.
Всечестные отцы, матери, братья и сестры!
Вновь и вновь поздравляю всех вас с мироспасительным праздником Рождества Христова! Пусть свет Вифлеемской звезды озаряет наши души и подает силы всегда и везде, во всех обстоятельствах хранить в сердце православную веру!
«Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя!» (Пс. 32, 22).
+Иосиф
Глава Ивановской митрополии,
митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский
Рождество Христово
город Иваново
25 декабря 2019/7 января 2020 года
Глава Ивановской митрополии,
митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский
Рождество Христово
город Иваново
25 декабря 2019/7 января 2020 года