В №9 журнала "Ивановский бизнесъ" опубликована статья руководителя Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Иваново-Вознесенской епархии игумена Виталия (Уткина) "Духовенство Успенской церкви и село Васильевское" – о настоятеле Успенского храма города Иваново-Вознесенска протоиерее Иоанне Орлове и его родине - селе Васильевском Шуйского уезда. Предлагаем эту статью нашим читателям.
Сегодня мы расскажем о связях дореволюционных священнослужителей Успенской церкви г.Иваново-Вознесенска с удивительным по своей духовной жизни селом Васильевское Шуйского уезда.
В 1879 – 1882 годах в Успенском храме служил священник Иоанн Сперанский. Он был женат на Надежде Григорьевне, дочери священника Троицкого храма села Васильевское Григория Вишнякова.
В 1882 году отца Иоанна по возрасту почислили за штат, как бы мы сейчас сказали – отправили на пенсию.
У него было 12 детей. Одна из его дочерей, Елизавета Ивановна, была замужем за Иваном Алексеевичем Орловым. А он, в свою очередь, был сыном священника Троцкого храма села Васильевское Алексея Орлова и внуком священника того же храма Иоанна Тихомирова.
Иван Орлов в 1882 году был рукоположен на место своего тестя, о.Иоанна Сперанского и прослужил после этого в Успенском храме 32 года.
История села Васильевское показывает нам, что мы весьма плохо представляем себе жизнь дореволюционного русского крестьянства. Принято считать, что при крепостном праве крестьяне жили крайне бедно, были неграмотны и невежественны, постоянно заняты тяжелой работой на помещика.
Но вот перед нами реальное крепостное село.
Васильевское впервые упоминается в 1554 году. Чуть позднее здесь появилась усадьба для дворцовой соколиной охоты.
При царе Алексее Михайловиче мы видим Васильевское уже во владении князей Черкасских, тех же самых, которым принадлежало и Иваново.
В Васильевском учреждаются еженедельные торги для сбыта разных крестьянских изделий. Владельцы села всячески поддерживали торговую деятельность своих крепостных. Среди крестьян были портные, плотники, сапожники, колесники, ткачи, столяры. Развивается здесь и иконописание.
28 января 1743 года единственная дочь канцлера А.М.Черкасского вышла замуж за П.Б.Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала эпохи Петра I Б.П.Шереметева. В качестве приданного невесты к П.Б.Шереметеву перешли села Иваново и Васильевское. Так жители села Васильевское стали крепостными Шереметевых.
На протяжении последующей четверти века в селе строится величественный храмовый комплекс, который вполне мог бы послужить украшением какого-нибудь губернского города.
Здесь появились три каменных церкви, в том числе громадный пятиглавый Троицкий храм. В него из Успенского собора города Владимира был передан старинный иконостас работы преподобного Андрея Рублева. Ныне эти иконы хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Таким образом, местные крестьяне, крепостные иконописцы, имели всегда перед глазами лучшие образцы русского иконописного искусства.
В конце XVIII века в Васильевском строится величественная колокольня.
Каждый год, на Троицу в селе проводилась ярмарка, на которую съезжаются предприниматели из самых разных местностей. Велось активное каменное строительство. К середине XIX столетия здесь было уже 200 домов.
Крепостное село Шереметевых поражало приезжих своей добротной застройкой, великолепными улицами (до 128 метров шириной).
Развивается народное образование – ведь без грамотности в торговых делах не обойтись. На храмовой территории открывается прекрасное приходское училище, действовавшее десятки лет.
Одновременно расцветает и духовная жизнь крепостных. В Васильевском и прилегающих местностях возникает духовно-интеллектуальный кружок, который возглавлял местный крестьянин Иван Прихудалов. Он, несмотря на то, что был крепостным, имел достаточный досуг для непрестанной молитвы и ежедневного чтения Священного Писания, святых отцов.
В кружок Ивана Прихудалова входили и женщины. В 90-е годы XVIII века члены кружка вступили в переписку с одним из величайших русских святых – преподобным Паисием Величковским.
Этот святой управлял на территории современной Молдавии несколькими крупными монастырями, оказавшими огромное влияние на духовную жизнь России. Благодаря ему в Русской Церкви возродилось старчество, воспетое потом Ф.М.Достоевским в «Братьях Карамазовых».
Преподобный Паисий подробно отвечал на письма крестьян села Васильевское, посылал к ним своих монахов, приходивших сюда пешком из далекой Молдавии. В переписке обсуждались сложные вопросы духовной жизни и церковной практики.
Сын Ивана Прихудалова, иеросхимонах Нил (Прихудалов), впоследствии получил известность как старец. Он был возродителем старинного Нило-Сорского монастыря. От своего отца, крепостного крестьянина, иеросхимонх Нил воспринял глубокое знание церковной традиции. Особую любовь он питал к истовому и точному соблюдению богослужебного устава. Обучившись в детские годы иконописи, он написал впоследствии список (копию) с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, главной святыни Кривоезерской пустыни. Руины этого монастыря в советские годы попали под затопление и лежат ныне на дне Волги напротив города Юрьевец.
Иеросхимонах Нил подробно описал явление ему в 1850 году Божией Матери. Царица Небесная в этом видении показала ему вершину горы Афон и повелела отправить написанный им список иконы в Русский Афонский Пантелеимонов монастырь. Описание этого чудесного явления вошло во все дореволюционные издания, посвященные истории Пантелеимонова монастыря.
Сама икона и поныне находится в этой обители в иконостасе Покровского храма над Царскими вратами. В 1928 году монахи монастыря сделали с нее список и послали его в Данию, в дар тяжело болевшей императрице Марии Федоровне. Она в свою очередь передала эту икону в православный Александро-Невский храм Копенгагена. Здесь образ прославился мироточением и стал известен как «плачущая Копенгагенская» икона Матери Божией.
Вот такая среда села Васильевское взрастила будущего священника Иоанна Орлова.
Духовенство тогда имело прекрасное гуманитарное образование. Дед Ивана Алексеевича Орлова, священник Иоанн Тихомиров в начале своего церковного служения был учителем грамматики и греческого языка в Троицкой Лаврской семинарии. Отец Ивана Орлова, священник Алексей Орлов до своего рукоположения преподавал немецкий язык во Владимирской духовной семинарии. Уже будучи в священном сане, он содействовал организации приюта для детей духовного звания в городе Владимире.
Сам Иван Алексеевич закончил Шуйское духовное училище, затем – Владимирскую духовную семинарию. После этого, с 1868 года, он 14 лет преподавал в Суздальском духовном училище.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы 1882 году Иван Алексеевич Орлов был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Успенского храма города Иваново-Вознесенска.
10 лет отец Иоанн был наблюдателем церковно-приходских школ в Шуйском уезде, то есть отвечал за правильную постановку школьного дела. Он преподавал Закон Божий в школе при фабриках торгового дома «Никона Гарелина сыновья» (будущий комбинат им. Ф.Н.Самойлова). В гарелинском училище учительствовал и его зять – Аркадий Николаевич Троицкий.
Отец Иоанн Орлов проводил чтения для народа, был духовником иваново-вознесенского духовенства.
В 1906 году отец Иоанн открывает при Успенском храме церковно-приходскую школу. Он посвятил ее памяти царского манифеста 17 октября 1905 года, вводившего в России целый ряд гражданских свобод.
Тем, кто видел крепостное право, не могло не хотеться свободы. И вовсе не потому, будто бы им очень уж плохо жилось.
На момент открытия школы минуло 44 года с отмены крепостного права. Но память о том, что некогда успешные, достаточно состоятельные и предприимчивые люди были, тем не менее, рабами других – надолго травмировало сознание целых поколений. И они торопили свободу, сорвавшись затем в безумный кошмар революции и гражданской войны.
Но отец Иоанн Орлов до всего этого не дожил. Он скончался в возрасте 67 лет - 7 июля 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны.
За свои церковные и общественные труды отец Иоанн был возведен в сан протоиерея, получил от государственной власти орден святой Анны 2-й степени. Ныне его имя каждый день поминается за богослужениями в Успенском кафедральном соборе.
Дореволюционные фотографии предоставлены Сергеем Цейтлиным.
В публикации использованы данные историко-генеалогического справочника «Иереи Шуйского уезда» (автор-составитель О.И.Захарова).
Сегодня мы расскажем о связях дореволюционных священнослужителей Успенской церкви г.Иваново-Вознесенска с удивительным по своей духовной жизни селом Васильевское Шуйского уезда.
В 1879 – 1882 годах в Успенском храме служил священник Иоанн Сперанский. Он был женат на Надежде Григорьевне, дочери священника Троицкого храма села Васильевское Григория Вишнякова.
В 1882 году отца Иоанна по возрасту почислили за штат, как бы мы сейчас сказали – отправили на пенсию.
Протоиерей Иоанн Орлов |
Супруга отца Иоанна - Елизавета Ивановна |
Иван Орлов в 1882 году был рукоположен на место своего тестя, о.Иоанна Сперанского и прослужил после этого в Успенском храме 32 года.
История села Васильевское показывает нам, что мы весьма плохо представляем себе жизнь дореволюционного русского крестьянства. Принято считать, что при крепостном праве крестьяне жили крайне бедно, были неграмотны и невежественны, постоянно заняты тяжелой работой на помещика.
Но вот перед нами реальное крепостное село.
Васильевское впервые упоминается в 1554 году. Чуть позднее здесь появилась усадьба для дворцовой соколиной охоты.
При царе Алексее Михайловиче мы видим Васильевское уже во владении князей Черкасских, тех же самых, которым принадлежало и Иваново.
В Васильевском учреждаются еженедельные торги для сбыта разных крестьянских изделий. Владельцы села всячески поддерживали торговую деятельность своих крепостных. Среди крестьян были портные, плотники, сапожники, колесники, ткачи, столяры. Развивается здесь и иконописание.
28 января 1743 года единственная дочь канцлера А.М.Черкасского вышла замуж за П.Б.Шереметева, сына знаменитого фельдмаршала эпохи Петра I Б.П.Шереметева. В качестве приданного невесты к П.Б.Шереметеву перешли села Иваново и Васильевское. Так жители села Васильевское стали крепостными Шереметевых.
На протяжении последующей четверти века в селе строится величественный храмовый комплекс, который вполне мог бы послужить украшением какого-нибудь губернского города.
Здесь появились три каменных церкви, в том числе громадный пятиглавый Троицкий храм. В него из Успенского собора города Владимира был передан старинный иконостас работы преподобного Андрея Рублева. Ныне эти иконы хранятся в Третьяковской галерее и Русском музее. Таким образом, местные крестьяне, крепостные иконописцы, имели всегда перед глазами лучшие образцы русского иконописного искусства.
Храмовый комплекс села Васильевское |
Каждый год, на Троицу в селе проводилась ярмарка, на которую съезжаются предприниматели из самых разных местностей. Велось активное каменное строительство. К середине XIX столетия здесь было уже 200 домов.
Крепостное село Шереметевых поражало приезжих своей добротной застройкой, великолепными улицами (до 128 метров шириной).
Развивается народное образование – ведь без грамотности в торговых делах не обойтись. На храмовой территории открывается прекрасное приходское училище, действовавшее десятки лет.
Одновременно расцветает и духовная жизнь крепостных. В Васильевском и прилегающих местностях возникает духовно-интеллектуальный кружок, который возглавлял местный крестьянин Иван Прихудалов. Он, несмотря на то, что был крепостным, имел достаточный досуг для непрестанной молитвы и ежедневного чтения Священного Писания, святых отцов.
В кружок Ивана Прихудалова входили и женщины. В 90-е годы XVIII века члены кружка вступили в переписку с одним из величайших русских святых – преподобным Паисием Величковским.
Этот святой управлял на территории современной Молдавии несколькими крупными монастырями, оказавшими огромное влияние на духовную жизнь России. Благодаря ему в Русской Церкви возродилось старчество, воспетое потом Ф.М.Достоевским в «Братьях Карамазовых».
Преподобный Паисий подробно отвечал на письма крестьян села Васильевское, посылал к ним своих монахов, приходивших сюда пешком из далекой Молдавии. В переписке обсуждались сложные вопросы духовной жизни и церковной практики.
Сын Ивана Прихудалова, иеросхимонах Нил (Прихудалов), впоследствии получил известность как старец. Он был возродителем старинного Нило-Сорского монастыря. От своего отца, крепостного крестьянина, иеросхимонх Нил воспринял глубокое знание церковной традиции. Особую любовь он питал к истовому и точному соблюдению богослужебного устава. Обучившись в детские годы иконописи, он написал впоследствии список (копию) с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, главной святыни Кривоезерской пустыни. Руины этого монастыря в советские годы попали под затопление и лежат ныне на дне Волги напротив города Юрьевец.
Иеросхимонах Нил подробно описал явление ему в 1850 году Божией Матери. Царица Небесная в этом видении показала ему вершину горы Афон и повелела отправить написанный им список иконы в Русский Афонский Пантелеимонов монастырь. Описание этого чудесного явления вошло во все дореволюционные издания, посвященные истории Пантелеимонова монастыря.
Сама икона и поныне находится в этой обители в иконостасе Покровского храма над Царскими вратами. В 1928 году монахи монастыря сделали с нее список и послали его в Данию, в дар тяжело болевшей императрице Марии Федоровне. Она в свою очередь передала эту икону в православный Александро-Невский храм Копенгагена. Здесь образ прославился мироточением и стал известен как «плачущая Копенгагенская» икона Матери Божией.
Вот такая среда села Васильевское взрастила будущего священника Иоанна Орлова.
Духовенство тогда имело прекрасное гуманитарное образование. Дед Ивана Алексеевича Орлова, священник Иоанн Тихомиров в начале своего церковного служения был учителем грамматики и греческого языка в Троицкой Лаврской семинарии. Отец Ивана Орлова, священник Алексей Орлов до своего рукоположения преподавал немецкий язык во Владимирской духовной семинарии. Уже будучи в священном сане, он содействовал организации приюта для детей духовного звания в городе Владимире.
Сам Иван Алексеевич закончил Шуйское духовное училище, затем – Владимирскую духовную семинарию. После этого, с 1868 года, он 14 лет преподавал в Суздальском духовном училище.
На праздник Успения Пресвятой Богородицы 1882 году Иван Алексеевич Орлов был рукоположен в сан священника и назначен настоятелем Успенского храма города Иваново-Вознесенска.
10 лет отец Иоанн был наблюдателем церковно-приходских школ в Шуйском уезде, то есть отвечал за правильную постановку школьного дела. Он преподавал Закон Божий в школе при фабриках торгового дома «Никона Гарелина сыновья» (будущий комбинат им. Ф.Н.Самойлова). В гарелинском училище учительствовал и его зять – Аркадий Николаевич Троицкий.
Отец Иоанн Орлов проводил чтения для народа, был духовником иваново-вознесенского духовенства.
В 1906 году отец Иоанн открывает при Успенском храме церковно-приходскую школу. Он посвятил ее памяти царского манифеста 17 октября 1905 года, вводившего в России целый ряд гражданских свобод.
Тем, кто видел крепостное право, не могло не хотеться свободы. И вовсе не потому, будто бы им очень уж плохо жилось.
На момент открытия школы минуло 44 года с отмены крепостного права. Но память о том, что некогда успешные, достаточно состоятельные и предприимчивые люди были, тем не менее, рабами других – надолго травмировало сознание целых поколений. И они торопили свободу, сорвавшись затем в безумный кошмар революции и гражданской войны.
Но отец Иоанн Орлов до всего этого не дожил. Он скончался в возрасте 67 лет - 7 июля 1914 года, незадолго до начала Первой мировой войны.
За свои церковные и общественные труды отец Иоанн был возведен в сан протоиерея, получил от государственной власти орден святой Анны 2-й степени. Ныне его имя каждый день поминается за богослужениями в Успенском кафедральном соборе.
Дореволюционные фотографии предоставлены Сергеем Цейтлиным.
В публикации использованы данные историко-генеалогического справочника «Иереи Шуйского уезда» (автор-составитель О.И.Захарова).